Перестать быть ждунами: урбанист Свят Мурунов — о том, как можно преобразить общественные пространства

2021-2-18 09:57

Свят Мурунов — урбанист, антрополог, эксперт по перезагрузке постсоветских городов. С 2000 года …

Свят Мурунов — урбанист, антрополог, эксперт по перезагрузке постсоветских городов. С 2000 года начал изучать городские сообщества по всей России. Основатель сети Центров прикладной урбанистики. Родился и начинал карьеру в Пензе, работал в Москве, Петербурге, Казани, Ижевске и других городах, сейчас живет в Калининграде.

— России не хватает ответственности. Если говорить про формирование общественных пространств и улучшение территории, на которой мы живем, то зависимость от героев приобрела здесь просто наркотический характер. Когда нам нужно решить какую-то проблему, то практически всегда мы пытаемся найти конкретного человека, чтобы он это сделал за нас. Обычные люди отключились от участия в принятии решений. Даже если их допускают куда-то, то держат либо за статистов, либо за волонтеров и встраивают в правила, придуманные системой.

Чтобы в наших городах и селах стало комфортно жить, нужно перейти от личностной модели развития территорий к институциональной модели. Для этого гражданское общество должно максимально взять ответственность в свои руки. Каждому из нас пора посмотреть, что именно он хочет и может изменить в своей жизни, и начать менять ее вместе с другими. Что для этого нужно?

Жители должны стать горожанами

— Житель и горожанин — это разные термины. Житель просто живет в городе и говорит: «Дайте мне возможность зарабатывать и отстаньте от меня». Горожанин говорит: «Я люблю город и готов участвовать в его развитии».

Горожанином может быть в том числе чиновник, и у нас таких примеров много.

Горожанам, которые уже поняли смысл происходящих изменений, надо объединяться, формировать фонды городского развития, ТОСы, клубы по интересам — чтобы появилась сеть сообществ, которые впоследствии выработают правила и выберут своих представителей в городской совет.

Этот переход возможен только после того, как человек поменяет позицию ждуна и выйдет из своих границ: посетит лекцию в выходной день, с кем-то познакомится, пройдется по соседям. Я вижу, что социальная энергия уже пошла по этому пути и мы находимся на волне перемен. Просто перемены начались не на уровне государства, а на уровне человека и его модели поведения.

Заполнить Анкету горожанина

— Анкету горожанина разработали социологи Центра прикладной урбанистики. Это самый быстрый способ собрать информацию для анализа текущей ситуации, без которого невозможно развитие территории. Она позволяет выяснить, что и кого волнует, кто и как готов участвовать в решении проблемы.

На сегодняшний день в проекте «Анкета горожанина» участвует около 50 городов, в том числе на постсоветском пространстве. По сути, это перепись тех, кто готов что-то делать. Следующий шаг — создание чата на уровне двора или микрорайона, появляется рабочая группа, которая готовит проекты.

Опыт Беларуси

В Центр прикладной урбанистики стало приходить все больше запросов из Беларуси: люди спрашивают, как правильно сформировать дворовое сообщество.

Во время протестов, которые длятся больше шести месяцев подряд, горожан выдавили с улиц и площадей. Двор стал для них последним рубежом, дальше которого отступать уже некуда: «Диктатор тут не живет, это вроде бы наше, но управлять мы им не умеем».

Объединиться в сообщество там сейчас действительно сложно. Если люди выходят во двор попить чай и поговорить про политику, сразу приезжает ОМОН и устраивает разгоны.

Но если выходят на субботник, то ОМОН просто ходит рядом.

По сравнению с белорусами, у россиян больше возможностей для формирования дворовых сообществ. Потому что инертность у власти огромная, да еще действует федеральная программа «Комфортная городская среда», которая подразумевает вовлечение жителей в формирование дворов, парков и скверов. То есть в России есть еще возможность собраться во дворе с флипчартом и что-то спроектировать. Пусть даже выйдет плохо, но хотя бы опыт получим и поймем, что мы друг другу не враги.

Перестать бояться других

— Надо организовать встречи людей, объединенных одной территорией, а не одинаковым социальным статусом. К сожалению, в России принято так, что активисты встречаются с активистами, предприниматели — с предпринимателями, чиновники — с чиновниками. И никто из них не собирается вместе.

Надо перестать бояться других и научиться встречаться. Давайте встретимся, познакомимся, обменяемся впечатлениями (что волнует), идеями (что предлагают) и возьмем на себя ответственность (кто и что готов делать).

Надо запустить анализ, чтобы разобраться в удачах и неудачах и не генерировать новые ошибки. Надо принять реальность, как она есть. Не рисовать иллюзий и не искать врагов, которые виноваты в том, что мы плохо живем. Надо нормально и честно описать все процессы, которые у нас сейчас происходят, в том числе конфликтные ситуации в здравоохранении, образовании, местном самоуправлении и так далее. Отрефлексировать и договориться, как это исправить.

Чиновники должны пройти школу модераторов

— Хватит думать за людей! Научитесь делать так, чтобы люди при вашей поддержке взяли на себя ответственность и сами придумали решение, а вы бы его просто исполнили.

Нужно поменять систему мышления полностью.

Чиновникам нет смысла бороться с оппонентами: надо просто делегировать им ответственность (в том числе финансовые средства на разработку и реализацию проектов), вовлечь в местное самоуправление максимальное количество групп и сообществ.

Я считаю, сейчас самое лучшее время делегировать ответственность той же молодежи, которая вышла на улицы: она хочет стать участником изменений.

Чиновники также должны переключить фокус внимания с федеральной повестки на региональную, перестать зажимать обратную связь с территорией и опуститься до уровня повседневных вопросов. Это поможет сконцентрироваться на приоритетах, чтобы направить ресурсы на решение стратегических задач, а не на латание дыр. Например, вкладываться не в строительство бетонных домов, а в людей (учить их предпринимательству, кооперации, лоббированию своих интересов). Потому что базовым вопросом постсоветской территории по-прежнему остается экономический: у нас слишком мало предпринимателей и реальной экономики, которая могла бы зарабатывать деньги и формировать ценности для города и горожан.

Опыт Хабаровска

В Хабаровске запрос на социальное проектирование возник у местной власти: она не знает, что делать с людьми, которые несколько месяцев выходят на площади. Причем люди тоже не знают, что им делать. Как рассказывал мне один из сотрудников краевой администрации, диалоги с протестующими происходят примерно на таком уровне.

Власть:

— Вы же понимаете, что Фургала не вернут. Чего вы еще хотите кроме того, чтобы вернули Фургала?

Народ:

— Не знаем. Но надо что-то менять.

Власть:

— И мы тоже хотим менять. Но давайте тогда менять все вместе.

И этот тупичок никак не заканчивается.

Сейчас энергия хабаровских протестов уходит в творчество. Когда я летал туда последний раз, то посетил сразу три выставки современного искусства.

А 31 января молодежь пошла не на митинг, а на набережную, чтобы делать скульптуры. Они поняли, что им хочется созидать и на что-то влиять. Им больше не хочется получать дубинкой по лицу ни за что.

Забыть про тоталитарную урбанистику

— Тоталитарная урбанистика — это такой подход к проектированию общественных пространств, при котором чиновники формально интересуются мнением людей, отчитываются о проведенных встречах, а затем начинают строить то, что запланировали, с небольшой поправкой на пожелания.

По факту все это сводится до уровня благоустройства.

Хотя урбанистика — это намного больше, чем благоустройство. Например, вместо того чтобы вбухивать миллиард в создание парка, иногда логичнее вложиться в создание рабочих мест: иначе молодежь просто уедет из города, и даже крутой парк ее не удержит.

В противовес тоталитарной урбанистике КБ «Стрелка» пытается продвигать модель, скопированную с европейского опыта. Однако этот опыт базируется на европейской культуре, мировоззрении и праве, которых у нас нет. Поэтому многие слова так и остаются словами.

Лично я являюсь сторонником так называемой самоорганизованной урбанистики от сохи. Ее смысл заключается не в благоустройстве, а в том, чтобы изменить отношение людей к чему-то общему и к распределению своей ответственности. Задача урбаниста здесь — научить самоорганизованные сообщества горожан формировать это отношение на реальных проектах (двор, сквер, парк, школа, совет депутатов).

Поменять критерии устойчивости регионов

— Устойчивость развития территорий должна определяться не из федерального центра, не за счет субсидий и прямых методичек. Ее должны оценивать местные сообщества, которые сами определяют, в какую сторону им развиваться и как жить дальше.

Создать региональные советы

— Нужно создать что-то типа регионального стратегического совета, который замкнет на себя вопросы муниципалитетов и развития территорий. Нужно собраться городами и деревнями Пензенской (или любой другой) области и подумать, где мы находимся, куда нам дальше двигаться и что именно развивать.

Надо регулярно обмениваться накопившимися эмоциями между разными городами и социальными группами. Это может происходить в форме фестиваля, онлайн-дискуссии, образовательного семинара и так далее. Обмен эмоциями позволяет выявить круг проблем, волнующих нас, и предложить варианты их решения.

Например, во время одного из таких обсуждений мы остановились на том, что оплотом фальсификации выборов являются школы. Так возникла идея поработать со школьными учителями и попробовать защитить школу, вырвать ее из лап этого инструмента фальсификации.

Сейчас самое время для того, чтобы перепроектировать свои отношения с государством, заняться самоорганизацией и развитием территории, на которой живешь. Горожане должны понять, что ходить на выборы — это их самая главная работа.

Подробнее читайте на ...

что-то ответственность числе развития территории готов урбанистики перестать