«Задача выборов 2021 года — сохранить хотя бы нынешний уровень их фальсификации». Политологи и общественники — о том, как обеспечить участие граждан во власти

2019-12-31 13:41

""

Основатель Telegram-канала «Омбудсмен полиции»…

""

Основатель Telegram-канала В«Омбудсмен полицииВ» Владимир Воронцов:

— Если брать отношение сотрудников полиции к выборным процессам, то что милиция до 2011 года, что полиция сегодня — это вообще аполитичные люди, которым неинтересно, что происходит. В«Единая РоссияВ», ПАРНАС вЂ” им все равно.

Они завалены огромным количеством бессмысленной работы, заполнением каких-то справок, отчетов. Любой политический процесс, какое-то массовое мероприятие — полицейские винят в этом людей. Они не понимают, что на работу их выводят и заставляют незаконно перерабатывать их начальники. И это серьезная проблема.

Владимир Воронцов

Я с 2004 по 2017 год служил в органах внутренних дел. И на всех этих мероприятияхВ (не важно, какого уровня выборы), сидит милиционер-полицейский, в 8 вечера закрываются участки, всех граждан убираютВ и работники ТИК, УИК [территориальные и участковые избирательные комиссии] берут эти урны, уходят с ними за дверь и говорят: В«А вы, полицейские, здесь и сидите, не надо сюда заходитьВ». Что они там с ними делают? И мы не знали, и никого это не интересовало.В Вроде как члены ТИК, УИК имеют право там с ними закрываться, но вопрос:В зачем вы закрываетесь, уходите? Значит, вам есть что скрывать. Это, конечно, вызывает подозрения, опасения в том, что выборы нечестные.

С 2011 года в ноябре каждого года Госдума, представленная большинством партии В«Единая РоссияВ», принимает законопроект, который замораживает действие закона об индексации зарплат полицейских ровно на один год. Но полицейские-то этого не знают, у них нет времени читать и интересоваться политическими процессами, потому что они практически живут на работе.

Что можно сделать, чтобы исключить факты фальсификации и немножко заинтересовать полицейского выборными процессами?

Нужно их [полицейских] политизировать. Потому что есть очень хорошая поговорка: если ты не занимаешься политикой, политика занимается тобой.

Нужно с ними разговаривать, нужно доносить эту информацию до них. Не нужно с ними конфликтовать. В их адрес летят какие-то оскорбления, В«мусораВ». Ну а что вы ждете взамен? Естественно, это уже происходит не в плоскости полицейский-гражданин, это уже межличностные отношения. Поэтому нужно брать эти негативные моменты, которые есть в действующем строе — коррупция, хищение — и показывать: а кто вам, господа полицейские, не повышает зарплату?

Нет запроса на аналитику

Доцент НИУ Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Алексей Куприянов:

— Мы отлично понимаем, что выборы фальсифицированы — это было давно доказано людьми, которые занимаются анализом данных. Проблема же не в том, что ученые не говорят об этом, проблема в том, что у нас отсутствуют каналы донесения этого до широкого круга. Потому что в каком-то смысле ни у властей, ни у общества нет запроса на эти данные. Эти аналитические отчеты существуют давно, но политики, даже оппозиционные, по непонятным причинам до сих пор не берут это на вооружение.

Алексей Куприянов

Если мы узнаем, что наш текущий состав Государственной думы, наш президент, наше Законодательное собрание в Петербурге, дума в Москве, губернаторы разных регионов избраны с такими нарушениями (что мы часто даже не знаем, избирали их или нет и кого избрали на самом деле), то это должно быть просто пунктом номер один в повестке. Так как нет законных оснований признавать этих людей нашими представителями.

"Волну создал не Навальный, волну создала власть"

Эксперт фонда В«Либеральная миссияВ» Александр Кынев:

— Мы все давным-давно понимаем, какими должны быть выборы. Потому что многократно из года в год обсуждается, что нужно сделать, какие ввести механизмы, как реформировать контроль, как реформировать систему избирательных комиссий. Главная проблема не в процедурах, которые мы постоянно совершенствуем и боремся за них, а в том, что отсутствует политическая воля проводить честные выборы. Отсутствует внутреннее стремление и желание осуществлять реальный доступ и кандидатов, и избирателей. Это фундаментальная проблема.

Александр Кынев

Тот опыт работы, который мы имеем почти три года с новым ЦИКом, показывает, что все это по большому счету остается ритуалом. Поскольку это не имеет никакого выхлопа. Ты можешь 25 раз выступить, можешь написать комментарий к какому-нибудь законопроекту — все это потом идет в мусорную корзину. Просто потому что на это нет политической воли. Политическую волю мы не можем создать записками, форумами и так далее. Единственное, чем мы можем добиться изменений, — это широкая гражданская кампания давления на власть. Просто так ходить и выступать — никто никого не услышит, плевать они на нас хотели. Чем у нас отличаются сегодня более адекватные чиновники от менее адекватных: менее адекватные вас не впустят, выведут с милицией. Более адекватные вас выслушают, скажут: В«Спасибо, мы проконтролируемВ», на этом все закончится. Второе, конечно, приятнее, но результат в обоих случаях на финише абсолютно ничем не отличатся.

Поэтому я считаю, что нужны массовые кампании гражданского просвещения в самых разных сферах — будь то полиция, будь то вузы, будь то преподаватели. Нужно выходить из своих маленьких уютных норок, локальных сообществ на те паблики, с которыми мы не работали.

Сегодня тем, что происходит в стране, недовольно огромное количество людей, которые еще вчера, позавчера поддерживали власть. Просто мы с ними не соприкасались, не взаимодействовали. Они живут в какой-то параллельной реальности. С кем-то мы не общаемся, потому что они националисты, с кем-то — по другим причинам.

Только реальное участие людей в защите гражданских прав способно хоть что-то изменить.

Вот то, что мы получили в Московскую городскую думу, то, что было оформлено как В«умное голосованиеВ», на самом деле — консолидированное движение общества за защиту гражданских прав. Кто-то в данном случае, тот же Навальный, уловил то, что создавалось само по себе. Волну создал не Навальный, волну создала власть своими действиями и нежеланием никого слышать и всем затыкать рот. Просто у этой волны в какой-то момент оказался кто-то с билетом или флажком. Сейчас речь о том, что у нас нет элементарных прав быть представленными на выборах своими кандидатами и получать честный результат.

В 

"Выборы 2024В года уже не будут выборами вообще"

Политолог, публицист, журналист Глеб Павловский:

— Мы обсуждаем перспективу выборов 2021В года. Особенность этих выборов простая — это последние выборы. Надо это спокойно и ясно понимать. Выборы 2024В года уже не будут выборами вообще, если они будут даже по названию выборами. А выборы 2021В года с высокой вероятностью состоятся в этом мерзком формате, где они коррумпированы насквозь. Коррумпированы — в смысле не куплены за взятку, а испорчены. Но тем не менееВ я боюсь, что у нас не будет второй попытки. Задача выборов 2021В года — это сохранить хотя бы нынешний уровень их фальсификации. Это будет, уверяю вас, непростая задача.

Глеб Павловский

Если вы правильно поняли съезд В«Единой РоссииВ», который состоялся совсем недавно, они не зря начали готовиться сегодня. Вопрос:В что они готовят? Надо ясно понимать, что руководство готовит создание масштабной машины манипуляции и фальсификации. Более масштабной, чем сегодня. На это действительно нужно большое время, и это время они себе отвели — за два года можно успеть.

Мы должны по возможности найти способ снизить уровень напряженности холодной гражданской войны в стране. Потому что на этой войне сейчас строится позиция центральной власти. Она всякий раз искусственно выделяет какое-то несуществующее меньшинство и укрепляет мобилизацию против него. Поскольку сейчас проблема выглядит наиболее тяжелой, то и опасность таких кампаний будет более высока.

Подробнее читайте на ...

выборы проблема власть фальсификации выборов волну год будь