2021-1-9 09:21 |
Коллективный портрет
2020 год показал, что люди из разных городов…
Коллективный портрет
2020 год показал, что люди из разных городов могут объединяться по долгосрочной повестке и находить способы выразить свою солидарность даже в условиях, когда массовые акции запрещены. Куштау, Шиес, Фургал, поправки в Конституцию, отравление Навального — поводов для протестов было много.
Протестное лето 20-го. Как люди, уставшие от бесстыдных поступков властей, начали протестовать во время эпидемии
Когда не все равно
Тенденция 2020 года — качественно новый уровень экопротестов: активисты объединяются и проводят акции одновременно в разных регионах. Главная повестка — Шиес и локальные проблемы.
От Шиеса до Куштау. Семь историй, как активисты борются против опасных для экологии предприятий — и иногда побеждают
Весь год люди выходили на пикеты в защиту скверов, парков и чистого воздуха (например, в Петрозаводске и Рязани), против строительства полигонов (Киров — Марадыково и Лубягино) или останавливали московские мусоровозы (Александров). В Кузбассе жители организовали круглосуточный палаточный лагерь по типу Шиеса, чтобы остановить строительство дороги и углепогрузочной станции.
За год активистам удалось одержать две крупные победы. Защитники Шиеса добились отставки главы Коми Сергея Гапликова и губернатора Архангельской области Игоря Орлова, а площадку на Шиесе суд обязал рекультивировать.
В августе силовики жестоко разогнали местных жителей, вставших лагерем на шихане Куштау, но люди вернулись и отбили лагерь. За Куштау вступилось большое количество жителей Башкирии и других регионов, известные журналисты, политики, артисты. В сентябре Куштау признали особо охраняемой территорией, здесь запрещена добыча соды.
Хабаровский феномен и словарь нового времени
Жители Хабаровска вышли на улицы в защиту арестованного в июле экс-губернатора Сергея Фургала.
«Настоящий рейтинг Кремля сегодня в Хабаровске». Что пишут в соцсетях о несогласованном митинге на Дальнем Востоке
Обзор мнений
Акция собирала тысячи людей, потом стала регулярной, а потом ее поддержали жители других регионов — в знак солидарности они начали кормить в своих городах голубей.
Как в российских городах кормят голубей в поддержку Хабаровска. Трансляция «7x7»
Так кормежка голубей стала “несогласованным с властями публичным протестным мероприятием”. Термин, кстати, взят из “Словарика современной России”, который мы для вас составили.
Лайф-хаки
Даже сегодня, когда кажется, что уже все изобрели и внедрили, можно сделать что-то не как все — и это “выстрелит”. Идея может быть в целом не новой, но всегда есть нюансы. В этой подборке — опыт активистов, которым они охотно делятся. Можно взять за образец, адаптировать к своему проекту и воплотить в жизнь.
Медиастрайк
Когда массовые мероприятия запрещены, на помощь активистам приходит интернет.
Благодаря ему охват получается шире, резонанс сильнее. Например, 27 июня в нескольких регионах России прошел медиастрайк в поддержку фем-активистки, художницы из Комсомольска-на-Амуре Юлии Цветковой, обвиненной в распространении порнографии. Акцию поддержали более 50 СМИ, культурных и образовательных проектов и жители из разных регионов. Организаторы поделились своим опытом — как организовать такой страйк и преодолеть возможные трудности.
Медиастрайк #ЗаЮлю. Как активисты из разных регионов объединились в защиту художницы Юлии Цветковой
Фестиваль онлайн
Многие традиционные фестивали в России летом организаторы или отменили, или провели в камерном формате на частных территориях. Был и третий вариант: онлайн-трансляция. Пензенский благотворительный фонд «Гражданский Союз»* пошел по этому пути. Восемь лет он проводил уличный фестиваль «Добрая Пенза», который объединял несколько десятков некоммерческих организаций, горожане могли узнать о волонтерстве, найти себе доброе дело по душе или сделать пожертвование. В этом материале — пошаговая инструкция, как перевести фестиваль в виртуальный формат, не потерять аудиторию и уложиться в бюджет.
Как сделать офлайн-фестиваль в онлайне. Пошаговая инструкция от пензенского благотворительного фонда «Гражданский Союз»
Баркемп: теперь и онлайн
Много лет подряд интернет-журнал «7x7» проводил баркемпы в городах России — активисты, ученые, политики встречались на природе, в палаточных городках и обменивались своими опытом и знаниями. В 2020 году многие инициативы перешли в онлайн. И баркемп тоже. Название говорит само за себя — “Мир во время чумы” (по этой ссылке вы найдете все трансляции).
Если вы предпочитаете читать, то вот конспект дискуссии о харассменте и “новой этике”, о журналистской солидарности и почему она нужна не только СМИ и о том, как НКО выжить во время пандемии.
Команда онлайн-баркемпа
Выжившие
Пензенский благотворительный фонд “Гражданский союз”* — федеральный Центр знаний по целевым капиталам, активно привлекает в регион ресурсы крупных российских и зарубежных благотворительных фондов. Он стал “иноагентом”, прошел через штрафы и, как и все, столкнулся с вызовами 2020 года, но, в отличие от многих, устоял. Как ему это удается и что могут сделать НКО для своей уверенности в завтрашнем дне, читайте в интервью исполнительного директора фонда Олега Шарипкова.
Олег Шарипков
«Выживут не только бюджетники». Директор пензенского фонда «Гражданский Союз» Олег Шарипков — о секретах устойчивости НКО в кризис и вредительстве
Добрые дела
Самоизоляция обнажила целый ряд серьезных проблем: кто в силу возраста или здоровья был изолирован, оказался в еще большей изоляции, а те, кто был за чертой бедности или вообще не имел дома, буквально боролись за выживание. Им на помощь пришли психологи, общественные организации, волонтеры, которые доставляли продукты и все необходимое на дом или открывали специальные пункты. Например, в Пензе активные пенсионеры организовали кол-центр, и регулярно обзванивали пожилых людей, развлекали их беседой и помогали советом.
В Мурманске ЛГБТ-активисты спасали горячими обедами членов сообщества, которые остались без работы и средств к существованию
Активисты помогали медикам, жертвам домашнего насилия, бездомным, малоимущим, собирали деньги на корм для животных. Коронавирус обострил гендерные проблемы, женские организации и сообщества помогали женщинам, которые оказались в сложной жизненной ситуации, осваивали новые способы взаимодействия.
История рязанского деда Матвея вышла далеко за пределы области: на ремонт дома, пострадавшего от пожара, люди перечисляли деньги со всей страны. В июле дед Матвей справил новоселье. Все это стало возможным благодаря активистам, которые заметили одинокого старика в беде.
Полмиллиона на мечту. Как жители из разных регионов страны помогли отремонтировать сгоревший под Рязанью дом деда Матвея
Кому не все равно
Больше всего в 2020 году мы собрали историй про людей, которые любят города, в которых живут, стараются их сохранить и благоустроить, открывают социально-ориентированные предприятия, решают важные проблемы, с которыми государство не справляется, и делятся своим опытом с другими.
Женщины меняют мир
Эти истории рушат стереотипы в отношении женщин: героини наших сюжетов способны генерировать и воплощать в жизнь идеи, которые меняют сознание людей и жизнь вокруг в лучшую сторону. Вот только несколько примеров.
Дарина Сафарова
Дарина Сафарова из Смоленска не может ходить уже 11 лет, но она абсолютно самостоятельна, занимается спортом и помогает другим, всем своим видом и образом жизни показывает, что можно быть счастливым и самодостаточным даже в инвалидной коляске.
Анна Петухова всего за три года провела в родной Вязьме более 100 культурных мероприятий. Она открывает Вязьму не только для иностранцев, но и для коренных жителей — через экскурсии, программы культурного обмена и фестивали. Эти девушки тоже помогают людям лучше узнать свои города, увидеть в них уникальное: Катя Хоботова и Нина Смелкова открыли в Вологде бюро нестандартных экскурсий «Вокруг да около», а Ксения Паначева создала в Рязани 20 маршрутов по городу и области, показывает гостям полуразрушенные усадьбы, храмы и малоизвестные природные уголки. Ее проект называется «Я вам покажу!».
Любовь к животным привела про рязанку Елену Пуляеву к созданию интересного бренда Sobaken: команда выпускает дизайнерскую одежду, сумки и лежаки для собак, а часть прибыли направляет на благотворительность, помогает небольшому частному приюту для животных «Спасибо за жизнь».
Общественница из Сыктывкара Юлия Посевкина более 12 лет защищает права детей с особенностями в развитии. 10 лет назад она поняла, что в городе нет ни одного центра, в котором бы работали с самыми сложными детьми. Тогда она сама открыла такой центр, а больше года назад и второй — это тренировочная квартира, где подростки учатся жить самостоятельно.
Фонд «Второе дыхание» — детище москвички Даши Алексеевой. Команда собирает старую и ненужную одежду у москвичей, продает ее в своих благотворительных магазинах, раздает в детские дома и приюты для животных. Фонд наладил переработку одежды и теперь обучает активистов из регионов, чтобы они у себя тоже смогли открывать и развивать подобные предприятия.
Петербурженка Яна Авдиенко создает модные сумки и рюкзаки из старых парусов и рекламных баннеров, которые в огромном количестве выбрасывают на свалки городские предприятия. Проект «Манифест» она запустила накануне ковидных ограничений, но не отчаялась, нашла выход и теперь активно развивает свой эко-бизнес.
Наследие и мы
Калининградской области в наследство от немцев достались десятки средневековых кирх и замков. Простой повар Василий Плитин организовал неформальное движение ostpreussen_fans, сегодня это целое сообщество волонтеров, которые регулярно в выходные приводят в порядок развалины, опыт движения начинают перенимать другие города области.
«Да, это не Нотр-Дам, но тоже уникальная вещь». Как калининградский повар организовал волонтеров для субботников на руинах кирх и средневековых замков
Такой же проект есть в Пензе: здесь уже три года действует проект “По следам забытых усадеб”.
Координатор движения “Красивый Киров” Анатолий Курбатов пошел еще дальше — купил здание неработающей водонапорной башни 1913 года постройки в городе Слободском, чтобы спасти его от сноса. Это довольно редкий случай: предприниматели не спешат покупать исторические здания, потому что для их ремонта нужны большие средства и для владельцев есть еще ряд обязательств.
«Отговорить не пытался никто». Зачем кировский градозащитник купил заброшенную водонапорную башню
Здесь перечислены далеко не все активные, интересные люди, которые преображают жизнь в своих городах и о которых мы рассказывали вам в 2020 году. Читайте о них в наших рубриках "Открытия" и "Лица".
* - организация выполняет функцию иностранного агента
Подробнее читайте на 7x7-journal.ru ...