2020-2-17 09:00 |
В 2019 году эксперты зафиксировали 171 трудовой конфликт. Это на пять конфликтов больше, чем в 2018 году и на пять меньше, чем в 2017 году. Рост числа конфликтов авторы отчета объясн…
В 2019 году эксперты зафиксировали 171 трудовой конфликт. Это на пять конфликтов больше, чем в 2018 году и на пять меньше, чем в 2017 году.В Рост числа конфликтов авторы отчета объясняют отсутствием системных экономических реформ, В«пробуксовываниемВ» нацпроектов, отложенным действием пенсионной реформы и увеличения НДС. В конечном счете покупательная способность населения снизилась, а количество социально-трудовых конфликтов — выросло.
Наиболее конфликтными остаются Центральный и Уральский федеральные округа. Третье место по уровню конфликтности Дальний Восток уступил Поволжью.В Центр В«Трудовые конфликтыВ» наблюдает за спорами между работниками и работодателями в России с 2012 года. Впервые за семь лет наблюдений конфликты в сфере здравоохранения в 2019 году вышли на первое место: на медицинскую отрасль пришлось около трети всех конфликтов (29%). Все они происходили в медучреждениях государственной формы собственности.
Авторы отмечают, что за последние три года количество конфликтов в сфере здравоохранения выросло в шесть раз (в 2017 году на их долю приходилось всего 5%). Это стало главным трендом года. Даже в проблемном 2013 году, когда был зафиксирован первый значительный всплеск протестов в здравоохранении, конфликтов в медицинской отрасли было втрое меньше.
Работники скорой помощи в Пензе добились повышения зарплат после того, как пригрозили возобновить итальянскую забастовку
Обзор "7х7"
На втором месте в отраслевом разрезе в 2019 году были конфликты в обрабатывающих производствах (24%), на третьем — в сфере транспорта и муниципальных пассажирских перевозкок (12%). При этом конфликты в сфере строительства, например, снизились больше чем вдвое — с 20% до 8%.
В
Другой тренд — впервые количество так называемых конфликтов по интересам (требования повышения заработной платы и улучшения условий труда) превысило количество конфликтов по праву (прямые нарушения трудового законодательства). Причем, две трети конфликтов в 2019 году случились на предприятиях и в учреждениях, где имелись коллективные договоры. По мнению работников, эти соглашения были недостаточно хороши и требовали пересмотра. Эксперты спрогнозировали этот тренд и считают, что в ближайшем будущем он сохранится.
Количество конфликтов из-за низких зарплат впервые за семь лет превысило количество конфликтов из-за ее невыплаты. Доля конфликтов из-за нарушений условий труда тоже выросла — это каждый пятый конфликт в 2019 году.
Конкретными причинами конфликтов в здравоохранении, по мнению экспертов, стали низкий уровень оплаты труда (невыполнение В«майских указовВ» президента) и нарушения со стороны работодателей условий и режима работы сотрудников.
Еще одна тенденция — рост средней продолжительности трудовых конфликтов. За последние три года она увеличилась почти вдвое — с 15 до 28 дней. Доля так называемых В«длинныхВ» конфликтов — сроком от полугода и выше — тоже выросла на 6%. Одновременно увеличилась доля В«короткихВ» конфликтов (от месяца до недели), тогда как В«среднихВ» по срокам конфликтов длиной в квартал стало заметно меньше. То, что В«короткихВ» конфликтов стало меньше, эксперты объясняют усилением роли надзорных ведомств и активным освещением конфликтов в СМИ. В«ДлинныеВ» конфликты, в свою очередь, были связаны с банкротством и ликвидацией предприятий.
Средняя вовлеченность работников в конфликты выросла на 10% и составила в 2019 году 32%. То есть, если на предприятии или учреждении был конфликт, то в него был вовлечен каждый третий работник. Потери рабочего времени от забастовок и приостановок работы в ходе конфликтов составили около 29700 человекодней.
В прошлом году конфликты стали более насыщены событиями — во время них эксперты зафиксировали 427 акций протеста работников. Это на треть больше, чем за последние два года.
Непрерывно росло количество всех форм публичных протестов (митингов, пикетов, голодовок), кроме забастовок и несанкционированных акций. Непубличные протесты — коллективные обращения, видеообращения, открытые письма в СМИ и угрозы протестов — тоже росли. Причем, угрожать протестами работники стали вдвое чаще (в 2018 году — 37%, в 2019 — 68%). По наблюдению экспертов, в 2019 году вырисовывалась схожая тактика действий работников разных предприятий.
В«Не согласитесь — вообще никакой работы не найдетеВ». Как санитарок в Кемеровской области превращают в уборщиц
Сотрудницы больницы считают, что их сокращают для выполнения майских указов президента о повышении зарплат врачам
Почти во всех конфликтах (92%) работники и профсоюзы активно использовали публичные акции протеста. Этот показатель вырос за три последних года на 7%. Это говорит о растущей готовности работников защищать свои трудовые права радикальными средствами.
В 2019 году в открытых протестах чаще принимали участие неорганизованные работники предприятий без профсоюзов. В пикетах и митингах — в 1,5 раза, в забастовках — в 4,3 раза чаще, в голодовках — в десять раз чаще. Это, считают авторы, говорит о ключевой позиции профсоюзов — урегулировать конфликты и решать проблемы путем переговоров. Доля конфликтов, в которых участвовали неорганизованные работники (без профсоюзов), снизилась на 10%, но осталась по-прежнему больше (61%), чем доля конфликтов с участием профсоюзов.
Из общего количества конфликтов в 2019 году девять перетекли и продолжаются в 2020 году. В 16% случаев требования работников были полностью удовлетворены, 60% — частично удовлетворены, в 24% случаев работникам отказали в удовлетворении их требований. Случаев полного разрешения конфликтов стало на 7% меньше, а отказов — на 6% больше.
В
В случае с медициной, говорится в отчете, региональные власти отказываются сохранять больницы и поликлиники из-за оптимизации отделений и целых медучреждений. По мнению экспертов, отказы и частичные удовлетворение требований работников — это тревожный сигнал, поскольку высока вероятность возобновления этих конфликтов или начала новых, более острых противостояний по другим причинам.
В
Вместе с тем, это тоже тенденция двух последних лет, и она будет, вероятно, сохраняться. Особенно высоки риски в традиционно конфликтных регионах и отраслях — ПФО, ЦФО, УФО, а также медицине, транспорте и обрабатывающей промышленности и бюджетной сфере, в целом.
В ближайшей перспективе конфликты с требованиями роста заработной платы могут ухудшить отношение работников к органам власти. Прежде всего — из-за отсутствия со стороны чиновников действенных решений по росту доходов населения, а также из-за общего роста количества конфликтов в бюджетной сфере.
Подробнее читайте на 7x7-journal.ru ...