«Собрать полный „лук“ за 600 рублей». Как работают благотворительные магазины в провинции

2019-12-9 10:33

«Спасибо», Киров

«Теплообмен», Петрозаводск

В«СпасибоВ», Киров

В«ТеплообменВ», Петрозаводск

В«ПередовичкаВ», Ярославль

В«СпатексВ», В«ДоброВ» и экологи, Мурманск

Модели на фото — в одежде из этих благотворительных магазинов. Стоимость комплектов одежды — до 1 тыс. руб.В 

В«СпасибоВ», Киров. В«Продвигаем идею вторичного использования одеждыВ»

В 2011 году в Кирове открылся благотворительный магазин В«СпасибоВ». Горожанам предложили отдавать даром ненужные, но сохранившиеся вещи. Сейчас таких магазинов два. Они находятся по адресам: ул. Горького, 57 и ул. Лепсе, 62. Хозяйка этих магазинов — Светлана Навалихина.

Светлана Навалихина

Начало

— Это была идея, которую мы подсмотрели в интернете. Мне всегда была близка торговля и хотелось иметь что-то свое в этом бизнесе. Мне встретился такой магазин — В«СпасибоВ» в Петербурге. Я о нем прочитала, стало интересно. Ощутила, что это совпадает с моим характером, потому что такое соотношение предпринимательской деятельности и помощи нуждающимся — очень хорошее. Началось все именно с этого. С моими большими знаниями в области торговли магазин оказалось не очень сложно открыть.

Если бы я хотела заниматься чистой благотворительностью, то я, наверное, пошла бы в какую-нибудь некоммерческую организацию, обратилась бы в благотворительный фонд. Но и цели заработать деньги на этом тоже не было. Хотела бы заработать — отправилась бы чем-нибудь другим заниматься. Здесь случилось сочетание: в приоритете таких магазинов хоть и стоит благотворительность за счет продаж, выручки, но при этом мы преследуем и другую цель — продвигаем идею вторичного использования одежды. Это два в одном.

В 

Сотрудничество

— Все благотворительные магазины мира, в том числе и наш, работают по одной системе. В такие магазины любой желающий может принести вещи, которые ему не нужны: одежда, обувь, книги, игрушки, аксессуары — все можно отдать. В В«СпасибоВ» Кирова есть исключение — к нам нельзя принести мебель, так как это просто не поместится в магазине.

Вещи мы сортируем. Часть уходит в помощь, часть — на продажу и часть — бесплатно. Вещами помогаем неблагополучным семьям, отправляем в социальные центры. Сейчас, например, мы плотно работаем с соцзащитой Оричей. Они получают нашу посылку и после развозят нуждающимся поселения. Деньги, которые мы получаем из прибыли, уходят на покрытие расходов — это аренда, налоги, зарплаты. Оставшиеся средства уходят в детские дома или мы лично помогаем семьям. Сейчас это более глобальная деятельность — помощь всем нуждающимся, а не только детским домам.

Администрации города на наш магазин по большому счету все равно. А такие бизнесы по большей степени и помогают государству, которое вроде должно обеспечивать нуждающихся. Для многих может быть шок, что некуда будет приносить вещи или негде купить, если мы вдруг закроемся. Это важная социальная коммерция.

Команда

— У меня есть четыре помощника — активные пенсионеры. Они очень давно со мной. Есть сотрудница, которая работала вместе со мной продавцом, пока я не ушла в декрет. И уже четыре года я просто руковожу и параллельно работаю в другой торговой организации. Сейчас персонал — активные женщины от 55 до 69 лет. Можно назвать их волонтерами. Они пришли в В«СпасибоВ» добровольно. Одна сотрудница сначала была покупателем, а после очень захотела работать вместе с нами. Без интереса такая деятельность может стать работой не в радость. Заработок небольшой.

Цены

— Нам приносят одежду, обувь и приходят за этим же. В основном ценник — от 10 до тысячи рублей. Самое дешевое — открытки, небольшие игрушки. Книги стоят от 10 до 50 рублей. Джинсы, водолазки, свитера стоят 150 рублей. Футболки — от 30 до 100 рублей. Самое дорогое — верхняя одежда: пуховики, дубленки, шубы, пальто. Собрать полный В«лукВ» можно за 600 рублей. Но все же покупатели интересуются всем. Коллекционеры часто приходят.

Окупать все удается. В некоторых городах бывает, что совсем все плохо. Магазины закрываются. Бывает сложно, но мы держимся. Очень сложно найти аренду, чтобы она соответствовала нашим требованиям — большая площадь за минимальные деньги. Чем меньше, тем для нас лучше, потому что больше денег останется на помощь.

Но основная проблема в том, что соотношение людей, которые приносят и которые покупают, не совпадает. С продажей сложнее. У всех естьВ что принести из дома. Постоянных покупателей не так много, как хотелось бы.

Если люди начнут понимать, что у нас хорошие вещи, что мы сортируем лучше, чем в любом секонд-хенде, то что-то изменится. Но пока у людей есть стереотип, что лучше купить новое. Переубедить сложно.

В 

В 

В 

В«ТеплообменВ», Петрозаводск. В«Когда ты начинаешь заниматься чем-то хорошим, вселенная тебе отвечаетВ»

Благотворительный магазин В«ТеплообменВ» в Петрозаводске открылся 5 июня 2019 года в доме №34 по улице Краснофлотской. Его владелец — Юлия Зайцева.

Юлия Зайцева

С чего начинали

— Я офисный работник. Ничего тяжелее мышки не поднимала. Была наемным работником, потом мы с мужем открыли фирму, я ему помогала. Бизнес мужа — это моя подушка безопасности. Он у меня мамонтов добывает, а я развиваю свое дело.

Мы в какой-то момент дозрели до того, что можно кому-то помогать. Искали людей, нашли фонд В«Мама-домВ» — они помогают женщинам в трудной жизненной ситуации. Перечисляли туда деньги, но так как у нас строительная организация и в строительстве часто бывают перебои с платежами от заказчиков, настал такой момент, что помогать не получалось, а помощь нужна была. Я стала туда ходить: то волонтерила, то с ремонтом помогала, то грузчиком, то водителем.

Люди несли вещи, две комнаты были забиты вещами, колясками, кроватками. Мы на это все посмотрели, я пообщалась с руководительницей фонда, сказала ей: В«Надо придумать, как это лучше использовать, чем оно так лежитВ». Она ответила: В«Мне некогда этим заниматься, а ты подумай про благотворительный магазинВ». Я подумала — почему и нет? Открывала все на свои деньги.

В январе я поехала на стажировку, договорилась с фондом В«Второе дыханиеВ» в Москве — у них четыре магазина и около шестидесяти ящиков по приему одежды. Четыре дня они со мной плотно работали, день на складе, день в магазине, день в офисе, день с PR-менеджером, директором. Съездила на один день в Питер в магазин В«СпасибоВ» — у них есть бесплатная выдача одежды малоимущим.

Команда и финансы

— У меня команда — два продавца и сортировщик. Какую-то прибыль я беру, тысяч пять, остальное стараюсь вкладывать в развитие. Это все окупается. Аренда, налоги, все взносы по ИП, коммуналка, зарплата и налоги работников. Мы чуть-чуть продаем, 5–10 процентов, остальное сортируем и отправляем по районам.

Цены у нас социальные — от 10 до 300 рублей. 10 — это колечки и бижутерия, а 300 — одежда. Покупатели есть малоимущие, кто-то хочет сэкономить, недорого одеться, экоактивисты, которые понимают жизнь вещей, студенты — тут общежитие рядом. У нас есть игрушки, родители с детьми заглядывают по дороге из садика. Очень популярны у меня винные пробки, их на поделки берут или для интерьера.

Мы продаем товары социальных организаций, у рукодельниц. Я заказываю авоськи из Барнаула, их плетут незрячие. Рыбаки их берут — кладут в них камни и вместо якоря используют. Из Ленобласти сумочки, тапочки, прихватки — их шьют люди с ограниченными возможностями. Из социальной столярной мастерской в Пряже мы продаем корзинки, табуретки (вот вы на табуретке сидите — это их табуретка), ящики — это дети делают. И творческая мастерская В«КаракулиВ» из Кондопоги — они выиграли президентский грант, сами рисуют, сами делают открытки, чашки, футболки.

Люди приходят, говорят: В«Спасибо, что нам не нужно выкидывать это на улицуВ». Экоактивисты приходят, бабушки приходят пообщаться, рассказывают какие-то свои истории, купить что-то за 50–100 рублей, и мы уже знаем про всех их внуков, как они живут. У нас уже бабушка-агент свой есть: каждый день у нас часа по два-три, походит, пообщается, потом начинает клиентов агитировать. Нескучно у нас.

Сотрудничество

— Я работаю с фондами, с социальным центром попечения, возим в Янишполе, в Мелиоративный, в Чалну, работаем с В«Мама-домомВ», у них в Беломорске есть отделение — возим туда вещи, возим в Сегежу, в центр социального обслуживания. Я сама за рулем езжу, беру у мужа микроавтобус, брат помогает грузить.

Из организации В«СодействиеВ» обращались мужчины, они помогают бывшим осужденным и бездомным, чтобы они социализировались. С приютами для животных работаем, передаем ветошь. Деньгами помогаем трем организациям:В В«Мама-домВ», собачий приют в Падозере и В«Пища жизниВ» (они бездомных кормят). На сегодняшний день мы отправили 79 тысяч рублей на благотворительность.

У меня есть ящик для приема одежды в центре попечения, в В«Синем коридореВ», в Agri_culture, в пространстве В«ФабрикаВ», на Древляне в гуманитарной школе. Потихоньку расширяемся. Я стараюсь даже не все ящики афишировать, потому что работы хватает.

— Трудностей особо не было. Проблема одна — вещей много, и надо следить, перебирать, стирать. Грязные вещи, носки, нижнее белье мы не берем, мы это все выкидываем, но все равно несут.

Благотворительность

— Когда я начала заниматься благотворительностью, стали случаться удивительные вещи. Только открыла магазин, мне очень нужна была стиральная машина, чтобы вещи хорошо продавались, а деньги закончились. Две недели вещи домой носила стирать. И тут приходит мужчина, говорит: В«Вам нужна стиральная машина? Я решил всю технику сменить, пока жена уехала — вы, главное, заберитеВ». Сосед микроволновку мне отдал, чтобы сотрудники грели пищу. И таких моментов очень много. Когда ты начинаешь заниматься чем-то хорошим, вселенная тебе отвечает.

Что дальше

Я тоже хочу сделать свою выдачу одежды, удобно работать напрямую с малоимущими — они приходят и берут с вешалки три штуки, и мне не надо везти мешок, из которого часть вещей может не потребоваться. Планирую открыть фонд, сейчас собираю документы, консультируюсь. Можно было бы привлекать инвалидов, пенсионеров или еще кого-то — отрезать фурнитуру, делать ветошь, например. Когда я открою фонд, смогу привлекать грантовые средства.

В Петрозаводске неглянцевый интернет-журнал В«ЛососинкаВ» проводит гаражную распродажу и устраивает модные показы в одежде из "Теплообмена".

В 

В 

В 

Фото журнала "Лососинка"

В«ПередовичкаВ», Ярославль. В«Сюда не приходят, чтобы заработатьВ»

Благотворительный магазин В«ПередовичкаВ» открылся в Ярославле 8 декабря 2018 года как один из проектов одноименного благотворительного фонда. Его организаторы — Елена Розова, ее муж Алексей и экоактивистка Елена Хромова. Магазин находится в центре города, в подвале дома на улице Терешковой, 1/11, и работает три дня в неделю:В по средам, субботам и воскресеньям. Здесь принимают ненужные вещи, а затем волонтеры распределяют их: часть отправляется на переработку, часть — на благотворительностьВ и еще часть — на продажу в магазине.

Елена Розова

Начало

— Нас было трое, и у каждого была своя мотивация. Лично я просто люблю вещи, а складировать все дома нереально, поэтому решила устроить себе поток вещей: принимать, наслаждаться и передавать кому-то другому. У Елены [Хромовой], нашего второго организатора, цель чисто экологическая: чтобы вещи не выкидывали, а сдавали на переработку. А если говорить про моего мужа Алексея — он просто хотел, чтобы я чем-то занималась. Это была его главная мотивация.

Идея магазина, конечно, не нова, таких много в Европе, есть они в Питере, в Москве. Но нам хотелось быть уникальными в Ярославле, потому что здесь есть уже секонд-хенды, которые занимаются одеждой. Когда мы открывались, в Ярославле уже был благотворительный магазин В«ДоброхэндВ». Если говорить о коммерческих благотворительных магазинах, пытались организовываться В«ЧердакВ», магазин В«СпасибоВ», но долго они не продержались. Рынок одежды, мне кажется, уже переполнен.

Кто работает

— В основном всю работу делают волонтеры, сотрудник здесь я одна. Волонтеры приходят на склад и разбирают вещи. Сейчас нам помогают семь человек, приглашаем их через группу В«ВКонтактеВ». Или люди сами приходят и предлагают помощь.

Сюда многие приходят постоянно: просто оставляют вещи, никакого дохода с этого они не получают. Волонтеры сортируют вещи, вывозят вторсырье, распределяют, а мы с сооснователями отбираем для продажи. Решаем по мере необходимости: если людям нужны, например, свитера, мы отдадим их на благотворительность.В Все вещи мы фотографируем и выкладываем в группу В«ВКонтактеВ», так что можно покупать прямо в интернете, а потом забирать в магазине.В Сбор вторсырья идет параллельно с основной деятельностью, нам сдают, например, много компакт-дисков, макулатуры, все это надо куда-то девать.

У нас была целая рубрика В«ВКонтактеВ», которую мы посвящали необычным вещам. Сейчас у нас есть, например, старинный заварочный чайник, челнок для плетения сетки. Есть тележное колесо, жернова — знакомый купил дом в деревне и отдал нам эти вещи.

Гуглим стоимость новой вещи и делаем цену на 50 процентов дешевле. Если это какие-то винтажные вещи, то ставим среднюю стоимость по рынку.

В 

Бизнес

— Окупить такой бизнес очень сложно. Достаточно много приходится вкладывать на первом этапе. Миллион минимум надо иметь, чтобы открыть магазин. Сюда не приходят, чтобы заработать. Мы только через полгода-год вышли на самоокупаемость. Сейчас мы уже можем позволить себе тратить заработанные деньги на благотворительность. Но это не большие суммы. Например, недавно отправили посылку с книгами в Омск, купили несколько пакетов корма для приюта. Ищем в социальных сетях тех, кто нуждается.

В Ярославле сотрудничаем с приютом В«ВитаВ», с социальным магазином на улице Стачек, ветошь возим в Кострому в благотворительный фонд В«Второе дыханиеВ». Сотрудничаем с городскими площадками, с [арт-пространством] TEXTIL, продаем вещи на его блошином рынке.

Сложности

— Сложнее всего одежду разбирать, ее больше всего, она не всегда чистая. Нужно обладать определенным мужеством.

На начальном этапе сложно все организовывать. Очень много литературы надо прочитать, очень много законов посмотреть, потому что спросить не у кого, никто не знает. Опыт других городов не помогает:В секреты никто не выдает.

Вот, например, Charity ShopВ делает курсы, как открыть благотворительный магазин, но они платные, 50 тысяч стоят.

Зато очень сильная человеческая отдача. Наконец-то омская библиотека получила наши книги и написала об этом благодарственное письмо. Люди по-разному реагируют. Кто-то приходит и говорит: В«У вас тут бардакВ», а кто-то: В«Я здесь остаюсь житьВ».

Что дальше

— Хотим расширять ассортимент, делать его более интересным. Люди ищут старые вещи на подарок, а у нас не всегда такое бывает.

В 

В 

В 

В«СпатексВ», В«ДоброВ» и экологи, Мурманск. В«Наши гости — это и пенсионеры, и иностранцыВ»

В Мурманске около десятка комиссионных магазинов. Три из них работают по благотворительным программам, бесплатно отдают посетителям одежду, предметы быта и даже мебель.

Магазин В«СпатексВ» — проект христианской организации В«Армия спасенияВ», в Европе работает целая сеть торговых благотворительных точек. В Мурманске верующие открыли магазин четыре года назад. Это было первое предприятие, которое в первую очередь принимало на работу людей с ограниченными возможностями здоровья, организовало регулярный сбор вещей у населения. Возглавляет организацию Светлана Богданова.

Светлана Богданова

Клиенты

— Два раза в неделю наши волонтеры вынимают из ящиков для сбора одежды все, что пожертвовали мурманчане. Вместе мы разбираем и сортируем вещи на три категории: то, что можно продать (примерно 10–20 процентов), то, что еще можно использовать (около 50 процентов), и ветошь для переработки. Волонтеры стирают, обрабатывают паром одежу, чистят обувь. Заранее мы объявляем день обновления ассортимента, иногда придумываем акции вроде В«три вещи за 300 рублейВ».

Постоянные дни бесплатной выдачи — это вторник и четверг. Люди приходят и берут то, что им нужно. Их никто не контролирует и не ограничивает. Наши гости — это и пенсионеры, и иностранцы из стран бывшего Союза, которые приехали работать в Заполярье. Нереализованные остатки мы отдаем, например, в автосервисы, там всегда нужна ветошь.

Чаще всего обновляют гардероб женщины. Больше всего предметов именно из их комодов. Мужских костюмов всегда мало. Это общая тенденция.

Полка товаров для детей скромная: в В«СпатексеВ» перепродают детские вещи только в очень хорошем состоянии, остальное отдают бесплатно.

Всего в городе два пункта сбора вещей: контейнеры установлены рядом с магазином на улице Героев Рыбачьего и в центре, на парковке отеля В«Парк Инн Полярные ЗориВ». Важное правило: нужно приносить вещи в закрытых пакетах, чтобы они не рассыпались в баке, когда их будут выгружать.

В 

В 

В 

Команда

— Сейчас в магазине три сотрудника. Для меня это личная миссия, я в магазине волонтер. Зарплату получают только два продавца. Выручки хватает на зарплату, налоги и оплату коммунальных услуг.

В 

В 

В 

Другие магазины в Мурманске

Комиссионный магазин В«ДоброВ» в центре Мурманска (ул. Октябрьская, 2) работает около пяти лет. Изначально он предлагал горожанам реализовывать их одежду, обувь, книги и домашние мелочи по договору. Но со временем организаторы поняли: есть люди, которым проще отдать, чем заниматься перепродажей. Тогда в центре зала поставили большие корзины, в которые можно положить ненужное. ФормальноВ это корзина, в которой В«все по рублюВ». Но в действительности до кассы многие покупатели редко доходят.

Держится бизнес на сопутствующих услугах: прокат вещей, фотоателье, буккроссинг.

Свободный магазин в экологической организации В«Природа и молодежьВ» (Кольский проспект, 110а, работает по воскресеньям с 15:00 до 18:00) на магазин совсем не похож. В нем не продают ничего и никогда. В офисе природозащитников отдельное помещение выделено для обмена одеждой, игрушками, посудой и полезными мелочами. Активисты всегда готовы рассказать гостям о разумном потреблении, провести краткий экскурс о раздельном сборе отходов в Мурманске и о вариантах вторичного использования.

— Представьте, что на изготовление одних джинсов уходит 800 литров воды, умножьте это на количество продаваемых джинсов. А если вспомнить про затраты электричества, затраты на логистику, на труд, кстатиВ плохо оплачиваемый? Выбросы в атмосферу? — говорит пресс-секретарь общественного движения В«Природа и МолодежьВ» Дарья Матвеенкова. — В«Быстрая модаВ» диктует нам менять вещи от сезона к сезону, устанавливает сравнительно низкие цены, чтобы мы покупали и выбрасывали, выбрасывали и снова покупали. Проект В«ФришопВ» — это попытка бороться с гиперпотреблением и следовать концепции В«ноль отходовВ». Каждая вещь — это потраченные ресурсы, и каждая вещь заслуживает второй жизни, быть переработанной и переосмысленной.

Над текстом работали Сергей Маркелов,В Александра Яшаркина,В Тамара Зинченко, Мария Старцева.

Фото Марии Старцевой,В Николая Рябова,В Олега Адамовича, Али Грач.

Подробнее читайте на ...

вещи магазин приходят рублей одежды благотворительный день спасибов