2020-1-1 10:03 |
Шиес, «шелупонь» и экопротесты по всей России
Экологическое движение до 7 апреля 2019 года ассоциировалось у большинства россиян с маленькой групп…
Шиес, В«шелупоньВ» и экопротесты по всей России
Экологическое движение до 7 апреля 2019 года ассоциировалось у большинства россиян с маленькой группой энтузиастов, которые пытаются спасти природу. Апрель 2019 года показал, что на защиту окружающей среды могут подняться тысячи людей, как это произошло в Архангельске и Сыктывкаре, где митинги против строительства полигона для московского мусора на станции Шиес собрали рекордное количество участников.
В
Сотни людей вместо работы или отпуска ездили в палаточный лагерь на саму станцию, чтобы не допустить появления свалки. Жителей Архангельской области задело высказывание губернатора Игоря Орлова, назвавшего критиков строительства полигона В«шелупоньюВ». Участников митингов находят и штрафуют спустя месяцы после акции. ПримерВ защитников Шиеса вдохновил жителей Кировской, Вологодской, Ярославской областей, Татарстана, Удмуртии и других регионов России, она начали отстаивать свои экологические права.
Суды за слова
В апреле 2019 года вступил в силу так называемый В«закон КлишасаВ», по которому ввели административную ответственность за В«явное грубое неуважение к органам властиВ». Юристы закон раскритиковали, а поскольку сфера его применения оказалась очень широкой, то чиновники эту сферу сузили В«вручнуюВ» — полиция стала преследовать только за неуважительные слова в адрес президента Путина как органа власти. Штрафовать В«за неуважениеВ» стали без заявления от того, кого обругали в соцсетях.
В
Первыми действие закона ощутили на себе ярославские СМИ В«ЯркубВ» и 76.ру — их заблокировали по требованию Роскомнадзора за то, что они написали новости про грубую надпись про В«ПутинаВ» (суд позже признал, что это именно про президента, а не его однофамильца) на стене управления МВД. Материалы СМИ были корректными, саму надпись журналисты замазали в фоторедакторе, но проверяющие органы отреагировали стремительно. В итоге оба сайта разблокировали, но начали штрафовать рядовых пользователей соцсетей (чаще всего — В«ВКонтактеВ»). Первым оштрафовали блогера из Новгородской области, который обматерил Путина, добавив выражение В«сказочныйВ». Этот эпитет растиражировали другие пользователи, и к ним впоследствии возникли аналогичные претензии у полиции.
Правозащитники из В«АгорыВ» подсчитали, что в штрафы трансформируются около половины полицейских протоколов В«о неуваженииВ». Большинство из тех, кого оштрафовали, пожаловались на нарушение их свободы выражения мнения в Европейский суд по правам человека.
Независимые профсоюзы
Важным событием для становления гражданского общества в российских регионах стало появления новых независимых профсоюзов. Представители ряда профессий и сообществ, которые по роду деятельности регулярно взаимодействуют с государством, заметили, что привычные механизмы защиты прав в профессиональной среде не работают.В На примере профсоюзов врачей и учителей появились инициативные группы у школьников и студентов.
Политика оптимизации в здравоохранении с сокращениями штатов и целых учреждений дала толчок к активности профсоюзов В«Альянса врачейВ» и В«ДействиеВ», итальянские забастовки которых на фоне пассивности официального профсоюза обеспокоили чиновников Минздрава.
В
Защищать свои права стали и сами правоохранители — проект В«Омбудсмен полицииВ» стал очень популярен среди сотрудников МВД. Его основатель Владимир Воронцов сначала давал коллегам советы, как составлять объяснительные для начальства, а потом стал правозащитником и экспертом по взаимодействию силовиков и общества.
Этим тенденциям посвящен подробный обзор В«7х7В» о работе независимых профсоюзов. В него включили и историю тех, кому чуждо само понятие В«профессионального союзаВ». Например, адвоката Александра Пиховкина, который в судах отстаивает интересы своих коллег, преследуемых за профессиональную деятельность.
Новый экопротест в Верхневолжье
Обострилась обстановка вокруг планов промышленников построить на берегу Рыбинского водохранилища целлюлозно-бумажный комбинат. Это коснулось жизни Вологодской и Ярославской областей. Осенью 2019 года политик Никита Исаев дал толчок общественным протестам против проекта хозяина В«СеверсталиВ» Алексея Мордашова.В Митинги против ЦБК начались в первых числах декабря, к протесту присоединились несколько городов Верхневолжья, жители которых боятся пострадать от возможного загрязнения Волги.
В
В Рыбинске митинги никогда не собирали столько участников, сколько пришли протестовать против ЦБК. Их поддержали в Череповце и Костроме. Участники этих акций заявили, что примером для них стали протесты защитников Шиеса и экоактивистов Ярославля, когда им удалось отстоять область от мусора из Москвы.
В«Региональное эхо Московского делаВ»
Летом москвичи вышли на акции протеста против недопуска независимых кандидатов в Мосгордуму. После кампании в защиту журналиста Ивана Голунова у людей появилась уверенность, что на политическую ситуацию еще можно повлиять. Повторилась ситуация 2012 года (В«Болотное делоВ»), когда на рядовых участников столкновения мирной демонстрации с ОМОНом завели ряд уголовных дел.
В
Изначально власти увидели в мирной демонстрации признаки В«массовых беспорядковВ», в итоге почти все приговоры активистам вынесли за В«насилиеВ» к сотрудникам Росгвардии. В случае жителя Удмуртии Эдуарда Малышевского — это упавшее на голову экипированному омоновцу стекло автозака. Репрессии в Москве ощутили и в регионах. В Костромскую область этапировали двух осужденных фигурантов В«московского делаВ».
За В«московским делоВ» появилось уголовное дело за угрозы судье Алексею Криворучко — жителя удмуртского села Алексея Вересова увезли в Москву, чтобы расследовать его комментарий в соцсетях с предложением наказать судью за приговор актеру Павлу Устинову.
Репрессии против исследователей репрессий
С 2016 года тянется уголовное преследование лидера карельского Мемориала, исследователя сталинских репрессий Юрия Дмитриева. В 2019 году его судили по статье за развратные действия в отношении несовершеннолетней. Большинство правозащитников считает это дело местью властей за сохранение памяти о преступлениях правоохранительных органов прошлого. Это мнение подтверждается действиями Российского военно-исторического общества (РВИО), которым руководит министр культуры Владимир Мединский. Летом поисковики РВИО начали новые раскопки прямо на месте сталинских расстрелов — в урочище Сандармох. Они хотят подтвердить теорию, что в Сандармохе есть могилы расстрелянных во время войны красноармейцев. Против раскопок такого рода на месте захоронений жертв сталинский репрессий выступили активисты В«МемориалаВ» и лидер партии В«ЯблокоВ» Эмилия Слабунова, она пыталась воздействовать на РВИО через прокуратуру, но безуспешно.
В
В Твери прокуратура нашла ошибки в установке мемориальной таблички в память о расстрелянных. Табличка на здании бывшего управления НКВД (теперь оно принадлежит медицинскому университету) появиласьВ еще 20 лет назад. Правозащитников обеспокоило и то, что тверские патриотические молодежные организации решили проводить свои тренировочные сборы на территории историко-культурного комплекса В«МедноеВ», где расстреливали польских офицеров. Как и в случае с Сандармохом, ряд общественных деятелей выдвинул версию, что могил поляков там нет.
В Пермский край литовские волонтеры ежегодно приезжали, чтобы привести в порядок могилы сосланных соотечественников. В 2019 году их во главе с руководителем пермского В«МемориалаВ» Робертом Латыповым полицейские заподозрили в незаконной рубке деревьев около некрополя. При помощи адвокатов в Пермском суде литовцев оправдали. Иначе им грозил запрет на въезд в Россию.
В Тюмени в День памяти жертв репрессий начальство госуниверситета решило огородить памятник жертвам Большого террора забором под предлогом ремонта крыши. Активисты провели акцию памяти у забора.
Секретная радиация
Во второй половине 2019 года на Северном флоте произошли три крупных трагедии, в которых погибли или пострадали военнослужащие и гражданские. В июле от пожара в аккумуляторном отсеке подлодки вблизи Североморска погибли 14 офицеров-подводников. В августе при попытке поднять затонувшую ракету в Архангельской области произошел взрыв с выбросом радиации — погибли военные и гражданские специалисты из Сарова. Автоматические станции Северодвинска зафиксировали рост уровня радиации, но потом информацию об опасном инциденте стали удалять.
В
Ведомства отказывались рассказать СМИ об уровне фона, а официальные лица опровергали сами факты выброса радиации. В то же время в России В«случайноВ» начали отключаться международные станции слежения за радиоактивной обстановкой, а врачи начали рассказывать о том, что их не предупредили об облученных пациентах (предположительно, двое из них умерли от острой лучевой болезни).
Третья трагедия произошла в декабре — из-за пожара при работах на единственном авианесущем крейсере в России В«Адмирале КузнецовеВ» погибли двое военнослужащих, данные об ущербе разнятся — некоторые эксперты сравнивают их со стоимостью нового корабля.
Подробнее читайте на 7x7-journal.ru ...