Рязань — Голливуд и обратно. Как частный исторический салон «Аромат времени» погружает в эпоху Макса Фактора

2020-12-10 16:10

Ровно год назад в Рязани открылся исторический салон «Аромат времени» — миниатюра первого магазина-парикмах…

Ровно год назад в Рязани открылся исторический салон «Аромат времени» — миниатюра первого магазина-парикмахерской, которым владел здесь будущий создатель голливудского бренда косметики Макс Фактор. Правда, 100 с лишним лет назад его знали исключительно как Максимилиана Факторовича. Свою длинную фамилию впоследствии он сократил и уже в Рязани стал именоваться Фактором. Местный экскурсовод Ксения Паначева собрала частную коллекцию из баночек и тюбиков голливудского периода карьеры своего земляка, прикупила к ним предметы быта рязанцев на рубеже веков — получился камерный исторический салон в русской глубинке. Кто такой Макс Фактор, какое отношение он имеет к рязанскому салону и как местные торговцы придумали первый кешбэк — в материале «7х7».

Голливуд начинается с Рязани

Экскурсовод из Рязани Ксения Паначева уже пять лет организует туристические поездки и рассказывает о необычных достопримечательностях региона. Когда она водит группы туристов по центру Рязани, то обязательно упоминает историю успеха местного бизнесмена и основателя голливудского бренда косметики Макса Фактора. Экскурсионный маршрут проходит как раз мимо дома, в котором располагался его первый магазин-парикмахерская.

 

Фирма под названием Max Factor появилась уже в Америке. А в начале XX века в Рязани Максимилиан Факторович мало чем отличался от местных торговцев. По происхождению он был польским евреем, служил в Москве, а затем приехал в Рязань и открыл свой магазин-парикмахерскую. Через несколько лет, в конце 1903 года, он с семьей эмигрировал в Голливуд. По одной из версий – опасаясь еврейских притеснений и погромов, которые случились в Рязани в 1905 году.

Ксения Паначева

– Мало кто знает о рязанском эпизоде жизни и карьеры Макса Фактора, в 90% случаев это вызывает у туристов удивление, – рассказывает основательница салона «Аромат времени» Ксения Паначева. – Рязань и Голливуд трудно сопоставить. Тем не менее это так. Туристы часто спрашивали меня, нет ли в Рязани экспозиции или музея, где можно было бы поподробнее узнать о Максе Факторе. Я все ждала и думала: может, кто-то догадается, что эту тему можно развивать и раскручивать. Время шло, но никто за нее так и не брался.

Однажды Ксения искала информацию про Макса Фактора для своей экскурсии и изучала его биографию, в том числе зарубежные источники. В одном из них она наткнулась на любопытный факт: оказывается, основатель бренда Max Factor придумал специальный киногрим, потому что театральный грим не подходил для съемок в кино. Особенности камер и светотени немого кино в то время искажали театральный грим – он выглядел на актерах как маска.

 

Тот самый киногрим, который продавался в начале прошлого века в магазине Макса Фактора в Голливуде, спустя 100 лет Ксения смогла купить через американский сервис eBay.

– Пришла ко мне в Рязань эта волшебная коробочка [с гримом]. Думала, буду просто носить ее с собой на экскурсию, чтобы показывать туристам. Но с этой коробочки начала собираться моя коллекция: мне было интересно, что еще можно купить из старой косметики Макса Фактора – той эпохи, когда он был жив.

Оказалось, что в Америке и немного в Англии сохранилось много образцов «максфакторовской» косметики со 100-летней историей. Ее можно было купить в свободном доступе и довольно хорошей сохранности.

Бренд Max Factor достиг своего расцвета в 20–40-е годы XX столетия. Его основатель умер в 1938 году, фирмой начал заниматься его младший сын, который взял себе имя отца и стал Максом Фактором — младшим. В буклетах того времени у бренда была вся линейка декоративной и уходовой косметики, кроме разве что хайлайтеров и бронзеров. Сын с отцом сделали много прорывов в макияже и косметике. Младший Макс Фактор, например, придумал жидкую тушь.

В 70-х годах внуки Макса Фактора — старшего продали бренд. Сейчас бренд Max Factor принадлежит концерну Coty — французско-американскому производителю косметики, который агрегирует разные бренды.

Как собиралась коллекция

Довольно быстро, всего за год, у Ксении собралась целая коллекция косметики голливудского этапа жизни Макса Фактора. В ней последовательно заняли свои места пудра, румяна, грим для кино, жидкий грим для тела, щетки для смахивания излишков пудры, тушь и помады. Абсолютно вся косметика – аутентичная, несколько коробочек даже еще не распечатаны. Отличить их от современных аналогов очень просто: на нынешних тюбиках нет надписи «Голливуд».

По словам Ксении, это исключительно салонные экспонаты: рисковать и наносить на кожу косметику вековой давности все же не стоит. Во-первых, ни на одной упаковке нет состава – в то время на тюбиках и баночках не писали список компонентов. Во-вторых, косметика под брендом Макса Фактора появилась на заре производства массовой косметики как таковой.

– По сути, Макс Фактор сделал первые шаги для того, чтобы косметика стала для женщин предметом ежедневного использования, – объясняет Ксения. – До Фактора косметикой пользовались либо актрисы, либо дамы легкого поведения.

Ежедневный макияж в обиход среднестатистической женщины ввел именно Макс Фактор. С тех пор одной и той же косметикой могли пользоваться и звезды кино, и обычные женщины. Только подумайте, насколько важен был этот момент: они смогли почувствовать себя наравне с какой-нибудь Марлен Дитрих.

Когда в коллекции у Ксении набралось несколько десятков экземпляров, появилась идея сделать выставку. Где и какую именно, тогда было непонятно. В экспозиции хотелось рассказать не только про коллекцию Макса Фактора, но и про косметику и парфюмерию, которую продавали на прилавках рязанских магазинов до революции.

– Может показаться, что детали человеческой жизни и быта – это ерунда. Может, они и не настолько важные, как живопись или археология. Но без быта невозможно представить жизнь человека, а это важная часть истории, – считает основательница салона.

 

Концепция будущего салона предполагала рассказ о быте женщин начала века. В ней, по замыслу Ксении, отводилось место не только магазину-парикмахерской Макса Фактора, но и аптекарским магазинам начала XX века, где продавали косметику и парфюмерию. Отдельный уголок предназначался для голливудского периода жизни Макса Фактора.

Под эту концепцию Ксения продолжила закупки, экспонаты искала на онлайн-площадке по продаже антиквариата «Мешок». Так в Рязань из разных уголков России – от Калининграда до Владивостока – приезжали всевозможные флакончики, баночки, щипцы для завивки волос и другие предметы быта начала прошлого века. По словам владелицы «Аромата времени», 100 лет назад они мало отличались между собой в разных регионах – крупные московские фабрики торговали по всей России.

В начале XX века в Рязани недалеко от лавки-парикмахерской Макса Фактора была аптека Александра Вагнера. В ней производили и продавали одеколоны. Владелец аптеки одним из первых торговцев в Рязани изобрел кешбэк: он придумал вещицу, похожую на монетку, – бону. Он давал ее покупателю в подарок за покупку. Ксения с трудом нашла и купила ее на одной из интернет-площадок. На боне написано: «Аптекарский магазин Вагнера, Рязань». Теперь это один из самых ценных экспонатов в ее коллекции – он выставлен в салоне «Аромат времени».

Чаши для бритья, подставки для усов и мухоловки

Так же высоко, как маленькую вагнеровскую бону, Ксения ценит свою коллекцию голливудской косметики Макса Фактора. Такой коллекции больше нет нигде – кроме, пожалуй, музея Голливуда, один из этажей которого занимает бывшая студия основателя бренда.

– Я видела только фотографии оттуда, – признается Ксения, – но с удовольствием про себя отмечаю: и вот это у меня есть, и вот это, и вот это. Просто каких-то баночек у них больше по количеству: например, в голливудском музее – пять, а у меня одна.

Сколько в «Аромате времени» экспонатов, Ксения точно не считала. Вместе с косметикой, флаконами, украшениями, предметами быта, книгами, журналами и всем, что создает антураж салона, – около 500. В коллекции косметики Макса Фактора – порядка 30 уникальных экземпляров.

 

Аудитория салона, как и аудитория экскурсий по городу, – это женщины 30–55 лет. Но интересные предметы в салоне находят для себя не только женщины. Один из любимых экспонатов его владелицы – фарфоровая чашечка с полочкой для усов, до революции такие выпускались в России. Во время экскурсии Ксения рассказывает и про уход за усами: мужчины были основными посетителями Макса Фактора в его парикмахерской.

 

Другой любопытный «мужской» экземпляр – фаянсовая чаша для бритья: в ней можно было взбивать из мыла густую пену.

– Помазок у нас все знают, а чаши никто в советские времена не изготавливал. А до революции ими пользовались: это такая емкость с дырочками, откуда уходила лишняя вода. Пена получалась по консистенции как крем и была очень удобна для бритья. Среднему классу такая чаша была вполне доступна, — объясняет Ксения.

Владелица салона признается, что любит собирать вещи, которые вышли из обихода, – те, что когда-то были частью быта дореволюционного дома в Рязани. Одни из последних таких вещиц в ее коллекции – распорка для растяжения перчаток и мухоловка. Не все посетители салона догадываются, для чего служили эти вещи 100 лет назад.

«В музеях нельзя потрогать историю»

Ксения с самого начала решила никогда не называть свой салон музеем.

– Не хочу использовать это слово [«музей»] – это мой личный пунктик, – поясняет она. – Сейчас под вывеской музея может скрываться что угодно – хоть магазин. Я против таких вещей. Хотя у меня есть реально подлинные экспонаты. Есть и вторая причина: все-таки музей – это место, где экспонаты отгорожены и отделены от посетителя. Мне же хотелось задействовать все органы чувств и погрузить людей в эпоху: чтобы они могли нюхать, трогать, слушать и ощущать ее. Например, у меня есть флакон с духами в виде музыкальной шкатулки, есть музыкальная пудреница – у людей они всегда вызывают шок. Тактильные ощущения тоже хотелось задействовать: этому флакону 100 лет, а ты его трогаешь! Ты трогаешь историю – есть в этом что-то волшебное.

ло осмотреть ее можно и за 10 минут, но эмоциональный эффект от такого знакомства с коллекцией экспонатов будет нулевым.

– Мне часто звонят и просят: «А можно прийти просто посмотреть?», и я не пускаю, – говорит владелица «Аромата времени». – Без экскурсии человек ничего не поймет и ничего для себя не вынесет, будет ощущение, что его обманули. Ну посмотрит он какие-то раскиданные старые вещи, и что? А ведь каждая вещь о чем-то говорит.

У меня же полностью связанный рассказ – во время экскурсии я не замолкаю на протяжении часа. И люди в это время проникаются: слушают, трогают, нюхают, думают.

В качестве компромисса Ксения задумывается об аудиогиде: она настаивает, чтобы посетитель обязательно так или иначе услышал историю коллекции и ее экспонатов. Если входной билет без экскурсии когда-нибудь и появится в прейскуранте салона, аудиогид станет к нему бесплатным приложением.

Сейчас экскурсия на группу от 10 человек стоит в «Аромате времени» 2,5 тыс. руб. Для группы до пяти человек стоимость экскурсионного сопровождения на одного обойдется в 500 руб. с человека.

«Я вам покажу!» Как экскурсовод из Рязани Ксения Паначева без стартового капитала запустила свой туристический проект о малоизвестных достопримечательностях области

Хобби, но не бизнес

Салон занимает одно из бывших подсобных помещений ресторана исторической кухни конца XIX — начала XX века «Хлебная площадь» в центре Рязани. Когда Ксения выложила в Instagram свою коллекцию косметики в поисках подходящей выставочной площадки, владельцы заведения предложили ей стать бизнес-партнером и открыть салон через стенку от ресторана. На открытии 25 декабря 2019 года был аншлаг.

– Помню, открывается дверь, заваливается толпа людей, – вспоминает Ксения. – Я думала, сейчас помещение просто лопнет или мне стены вынесут. Сколько людей побывало в салоне за прошедший год, не знаю: я не очень собранный человек и не веду никакую статистику. Минкульт тоже спрашивает меня, а не знаю, сколько их прошло, туристов!

Через три месяца после открытия салон закрылся: он расположен в здании торговых рядов, которые закрыли из-за пандемии уже в конце марта. Экскурсий не было до начала июля. За это время у Ксении накопилось еще несколько идей, которые она продолжает воплощать: проводит мастер-классы по приготовлению парфюма и лекции в формате «парфюмерных дегустаций».

На них Ксения знакомит посетителей со своей коллекцией винтажной парфюмерии, популярной в эпоху Серебряного века. В салоне можно послушать ароматы, которыми пользовались известные люди: императрица Александра Фёдоровна, Сергей Есенин и Марина Цветаева.

Духи дореволюционного производства Российской империи найти почти невозможно. Если попадаются, то, по словам Ксении, стоят бешеных денег. Пустой флакон с этикеткой может стоить от 15 до 50 тыс. руб. Старинные духи иностранного производства с содержимым внутри продаются по цене от 500 долларов. Но в свободной продаже Ксения не встречала их ни разу, в ее коллекции – абсолютно те же самые ароматы, но более позднего выпуска.

 

Коллекция советских духов 50–60-х годов – еще больше, но между лекциями она пылится у Ксении в коробке под столом. «Ароматы советской эпохи» (так называется программа) – настоящий расцвет советской парфюмерии: они не раз завоевывали гран-при на международном уровне. Дизайнеры и парфюмеры тщательно работали над каждым флаконом и его упаковкой. Кроме знаменитой «Красной Москвы» и одеколона «Кремль» в виде кремлевской башни, было много очень качественных духов: «Манон», «Красный мак», «Кармен», «Пиковая дама» и «Цветы Кубани» в разноцветных ларцах.

– Почему бы не сделать лимитированную коллекцию советских духов как ностальгию по ушедшей молодости наших мам и бабушек? – предлагает Ксения нынешним парфюмерам. – Советские духи были очень высокого качества, жаль, что с 70-х их былое величие сошло на нет.

Коллекция продолжает пополняться, и Ксения все чаще задумывается о том, как пригодилось бы дополнительное помещение и выставочное пространство. В нем было бы более удобно проводить мастер-классы, выставлять советские духи или организовывать выставки других коллекционеров. Но пока задача – на удержание. Арендную плату за салон владельцы ресторана с Ксении не берут, вся выручка делится пополам. Вложения в открытие салона на начальном этапе Ксения тоже не подсчитывала.

– Во-первых, как я говорила, я не очень дружу с финансовой стороной, – говорит владелица «Аромата времени». – К тому же я продолжаю что-то постоянно покупать: каждую неделю приходят книжки, открытки. Сбор коллекции – это безостановочный процесс. А во-вторых, салон – это же не то, что я отработаю, денег срублю и займусь чем-то другим. Бизнесом его точно сложно назвать: источником дохода для меня больше служат экскурсии по городу. Хотя контингент посетителей пересекается, есть возможность направить поток пеших туристов с экскурсии по городу в салон. И в-третьих, я вообще убеждена, что чисто музей не может быть прибыльным: им может быть только какое-то производство или лавка, при которых работает музей. Например, как музей «История рязанского леденца» или музей коломенской пастилы – у них есть свое производство, которое существенно больше влияет на прибыль, нежели музей.

У Ксении в салоне тоже можно купить сувениры на память – скорее, на память о Рязани. Это хендмейд-продукция: аромасвечи из соевого воска, твердые духи и саше для белья, которые штучно делают местные производители. Владелица «Аромата времени» убеждена: если нельзя купить то, что стало историей и кануло в Лету, то продукция местных производителей может стать достойным и приятным утешением.

Данные об организации:

Исторический салон “Аромат времени”

Индивидуальный предприниматель Паначева Ксения Игоревна

ОГРНИП: 312602725100023, юридический адрес: 180004, г. Псков, ул. Стахановская, д. 18, кв. 59. Фактический адрес: 390000, г. Рязань, ул. Кольцова, д. 1 

Партнерский текст «7х7»

Подробнее читайте на ...

ксения фактора макса рязани салон косметики салона ксении