«Режим самоизоляции» или «юридический Франкенштейн». У блогеров возникли вопросы к московским мерам профилактики коронавируса

2020-3-30 11:45

Юридическое оформление карантинных мер вызвало недоумение в соцсетях

Главное из указа Собянина

Мэр Москвы запретил покидать дома, если горожанин неВ спешит на работу, не выгуливает домашнее животное (в радиусе 100 м от дома), не идет в магазин или аптеку за товарами первой необходимости, не выносит мусор.

Собянин анонсировал внедрение В«умной системыВ» слежения за жителями и их самоизоляцией. Всем предстоит зарегистрироваться на сайте мэрии и получить для себя QR-код, который надо будет предъявлять по первому требованию полиции при выходе из дома. Нарушителей режима самоизоляции планируют штрафовать, а размер взыскания Госдума хочет ужесточить.

В 

В 

В 

В 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

В 

В 

В 

В 

В 

В 

В 

В 

В 

В 

В 

Публикация от Sergey Elkin (@elkin_cartoon) 29 Мар 2020 в 11:57 PDT

"Стыдный новояз"

Менеджер Фонда борьбы с коррупцией Леонид Волков заметил использование В«стыдного новоязаВ» по отношению к мерам профилактики коронавируса:

В«Жесткий карантин — правильно, но очень поздно. Компенсации уволенным — правильно, но очень мало. Называть карантин „самоизоляцией“, а компенсации „стипендией“ — стыдный новояз. Такой же, как „хлопок газа“. Самоизоляция — это когда гражданская сознательность, а не приказ начальства. А по приказу — карантин, но этого слова Путин избегает почему-то так же, как слова „Навальный“, и чинуши рангом поменьше повторяют за нимВ».

Прочитал внимательно указ Собянина. Все безработные получат по 19 500 рублей. Таким образом, Москва стала первым городом в мире, где коронавирус превращает безработных сразу в средний класс.

— Alexey Navalny (@navalny) March 29, 2020

В«Юридический ФранкенштейнВ»

Глава правозащитной группы В«АгораВ» Павел Чиков в своем блоге назвал указ Собянина В«юридическим ФранкенштейномВ»:

В«Перечень вводимых ограничений более всего похож на список из закона о чрезвычайном положении. Но его можно ввести только указом президента. Дмитрий Песков заявляет, Кремль поддерживает введение в Москве новых ограничений из-за коронавируса, однакоВ никаких указов об этом пока нет.

В самом указе мэра Москвы есть ссылка только на закон „Πзащите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“. Заболеваний среди причин чрезвычайных ситуаций в законе нет. Правительство только внесло соответствующий законопроект на прошлой неделе, предложив в перечень причин возникновения чрезвычайных ситуаций добавить случаи, связанные с распространением заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Мэр и губернатор вправе объявить чрезвычайную ситуацию регионального характера. Это бы дало основания для введения определенных ограничений. Однако ни тот, ни другой такого не объявили. Отсутствие правовой определенности влечет за собой полную неразбериху. Полиция в Подмосковье уже стращает жителей комендантским часом. Бизнес не понимает, будет ли кто-то возмещать убыткиВ».

В«Не обычные каникулыВ»

С первым публичным заявлением после своей отставки выступил бывший премьер и глава В«Единой РоссииВ» Дмитрий Медведев. Он сказал, что пандемия коронавируса – это не игра и не сюжет голливудского блокбастера, попросив граждан оставаться дома, а не ездить на пикники. В«Это не обычные каникулыВ», - добавил Медведев.

Блогер из Карелии Алексей Чесноков еще до введения В«режима самоизоляцииВ» в Москве требовал введения жестких ограничений, потому что жители из обеих столиц массово поехали на отдых в Карелию:

В«НеВ повторяемВ ли мыВ итальянскую ошибку, когда поток северян разнес коронавирус по югу страны, наВ котором было относительно спокойно… Уже несколько дней автодорога „Кола“ пестрит легковушками сВ номерами Московского иВ Петербургского регионов. Все гостевые дома распроданы, турбазы забронированы. ТоВ же иВ вВ Мурманской области вВ районе Хибин. Каникулы вВ разгаре. И поток тех, кто недавно вернулся сВ прошлых каникул из-за рубежа изВ потенциально опасных регионов для распространения коронавируса, спокойно могут разнести болезнь поВ северо-западу страны. ИВ меры, принимаемые властями, могут полностью повторить итальянский сценарийВ».

В«Государственные институты пошли вразносВ»

К критике антивирусных мер присоединился московский политик Роман Юнеман. Он подчеркнул, что без введения режима ЧС запреты региональных властей не имею юридического веса:

В«Все слова про „обязать граждан соблюдать дистанцию“ или „обязать граждан самоизолироваться“ — это не более чем РЕКОМЕНДАЦИИ. Полезные советы официальных лиц. С таким же успехом они могут „обязать“ вас каждое утро петь гимн Республики Молдова или надевать по вторникам розовые штаны. За несоблюдение подобных рекомендаций санкции применять нельзя. Все последние дни государственные институты шли вразнос.

Сначала закон нарушает президент, когда с барского плеча дарит нам „нерабочую неделю“ за счет работодателя. В масштабах страны сохраняется повседневный режим, а сам указ президента противоречит Трудовому кодексу, согласно которому такой документ должен быть опубликован не позднее чем за дваВ месяца до даты установленных выходных. И то это должно быть постановление правительства, а не указ. А согласно Конституции, федеральный закон имеет большую юридическую силу, чем указ президента. Затем закон нарушают мэр Москвы и губернатор Подмосковья, когда публикуют написанные под копирку указ и постановление, в которых превышают свои полномочия. Формулировка „обязать“ в этих документах — прямое указание на нарушение базовых конституционных прав. Затем полицейские патрули, ничего не поняв, ездят по улицам и орут в громкоговоритель о наступлении комендантского часа. После этого начальство спешно оправдывается о самодеятельности патруля, а полицейские пишут объяснительную. Полный бардак, цирк и развал системы государственного управления.

А еще — тотальный правовой нигилизм, отрицание норм и процедур как таковых. Мы видим, что бывает, когда вся вертикаль власти — от президента до полицейских — привыкла жить „по понятиям“, а не следовать букве закона.

Что нужно было делать? Либо вообще не вводить ограничения на передвижение, ограничившись устными обращениями. Либо, если решили действовать твердо, ввести режим чрезвычайного положения и объявить комендантский час в ряде регионов. Это и был бы настоящий и законный „строгий карантин“. Да, это жестко, но это единственное последовательное правовое решение. Времени на подготовку нормативной базы было достаточно — как минимум с первых чисел марта. Когда надо, они даже Конституцию за неделю переписывают, а здесь задача куда менее масштабнаяВ».

"Лучше патрули Росгвардии, чем электронная слежка"

Наблюдатель за выборами Виталий Аверин обратил внимание, что у московских властей нет полномочий вводить электронную слежку за горожанами на самоизоляции:

В«У субъекта федерации нет полномочий устанавливать системы контроля за соблюдением гражданами режима самоизоляции (карантина). Такими полномочиями в настоящее время не наделены ни региональные, ни федеральные органы государственной власти. Возможно, тем, кто придумал эту меру, она видитсяВ как „либеральная“ и гражданская вместо усиленного патрулирования улиц сотрудниками полиции и бойцами Росгвардии. Но, на мой взгляд, пусть лучше полицейские патрули и даже режим ЧП, чем электронная слежка за гражданамиВ».

В«Президент хочет приносить только хорошие новостиВ»

Политолог Екатерина Шульман в своем видеоблоге объяснила, почему президент идет на В«полумерыВ», которые не подкреплены законом.

Журналист Сергей Пархоменко тоже уверен, что Путин, объявляя выходные, а не карантин или режим ЧС, заботился о своем рейтинге.

В«Затянувшись, карантин может погубить не меньше, чем спастиВ»

Аналитик Московского центра Карнеги Александр Баунов в своем блоге написал, что от пандемии коронавируса больше всего пострадают бедные страны, а удар по экономике от ограничений может дать еще большую смертность:

В«Усилие по борьбе с эпидемией нужно предпринять, но оно не должно быть избыточно затяжным. Затянувшись, оно может погубить не меньше, чем спасти. К тому же у любого временного состояния появляются бенефициары, которые захотят превратить его в постоянное. Чем дольше продолжается временное, тем таких больше. Люди уже заранее согласны на беспрецедентный уровень запретов, который может стать новой нормой. Нормой ведь может стать все что угодно, мы помним, что ей были очереди, продуктовые карточки, реквизиция чего угодно, уплотнение и жизнь по пропускам, а ведь все начиналось с заботы о простом человеке. Италия уже обсуждает, как снимать карантин выборочно и точечно, не добившись победы над эпидемией, потому что начала замечать эти не идентифицированные еще недавно потери. Еще немного — к ней присоединятся Испания и Франция. Несколько недель — и они будут говорить не о точечном, а о полном снятии, независимо от того, одержана ли победа.

Карантин — действенная мера, но надо понимать, что прямо сейчас все общества переходят черту, после которой может сформироваться привычка к запретам чего угодно и к любым лишениям, новая плохая норма. Если быстрой победы на вирусом не получится, выиграет не тот, кто победит вирус, а тот, кто научится с ним сосуществовать, как великая цивилизация XIXВ века сосуществовала с туберкулезом, холерой и сифилисомВ».

Политолог Михаил Виноградов заметил двусмысленность в введении новых штрафов за нарушение карантина:

В«Правительство активно тиражирует штрафы в Кодекс об административных нарушениях за нарушения карантина. Поправки правильные: от 15 до 40 тыс. руб. за первое нарушение и совсем астрономические суммы за повторные. Но каждый первый зритель и слушатель прочитает эту новость как штрафы за нарушение самоизоляции, а не карантина. Да и правоохранители (если не будет волны сверхморальной мобилизации общества) через три-четыреВ дня тоже легко найдут в этой двусмысленности свою нишуВ».

Подробнее читайте на ...

карантин указ коронавируса ограничений режим самоизоляции президента введения