«Митинги — единственный механизм воздействия». Кандидат в «народные губернаторы» от Шиеса Олег Мандрыкин — о власти, мусоре и силе общественного мнения

2020-4-21 09:47

Активисты межрегиональной экологической коалиции «Стоп Шиес» в феврале 2020 года провели электронное голосование «Народный губернатор» и назвали имена трех человек…

Активисты межрегиональной экологической коалиции В«Стоп ШиесВ» в феврале 2020 года провели электронное голосование В«Народный губернаторВ» и назвали имена трех человек, которые могли бы выдвинуть свою кандидатуру на пост губернатора Архангельской области на выборах в сентябре 2020 года. Первое место в народном рейтинге занял предприниматель из Северодвинска, активист общественного движения В«Чистый Север 29В», постоянный участник экологических митингов и противник строительства мусорного полигона на Шиесе Олег Мандрыкин. Как развивать регион и решать мусорную проблему — об этом он рассказал в интервью В«7х7В».

Олег Мандрыкин родился в Ташкенте, в 16 лет уехал на учебу в Северодвинск, поступил в ПТУ на сварщика. Затем получил высшее образование по той же профессии, отслужил в армии. До 1994 года работал на судостроительном заводе В«ЗвёздочкаВ». После развала СССР занялся сделками с недвижимостью, открыл свое агентство.

Про народное голосование и отставку Орлова

— Ваша профессия далека от политики. Что побудило вас участвовать в протестных митингах, выдвинуть свою кандидатуру в В«народные губернаторыВ»?

— Я и не пошел в политику, я пошел защищать свою Родину от В«ангажированногоВ» управления и страшных решений. Власти довели нашу область до чудовищного состояния, мы физически вымираем, отсюда уезжают все, кто может. Мы полтора года протестовали против неэкологичных решений. Нас игнорировали все представители власти и В«Единой РоссииВ» — от глав городов до президента. Не просто игнорировали — открыто противодействовали. Когда губернатор Игорь Орлов [2 апреля 2020 года он объявил об отставке] заявил о том, что он собирается пойти на следующие выборы, тут до меня, как и до многих активистов, дошло, что если кандидат из В«Единой РоссииВ» победит на этих выборах, то они скажут, что люди их поддерживают, голосуют за них, а значит, мы, В«бузотерыВ», зря стояли на митингах и требовали отставки и остановки проекта В«ЭкоТехноПарк „Шиес“» и разворота В«мусорной реформыВ». Правящие элиты снова смогут принимать любые свои решения — в том числе, доведут до конца стройку на Шиесе.

Тогда коалиция В«Стоп-ШиесВ» приняла решение провести голосование — определить человека, который мог бы выдвинуться на выборах в противовес Орлову. Это была беспрецедентно демократическая процедура. На наш открытый призыв в соцсетях откликнулись многие жители Архангельской области — они сами присылали свои варианты кандидатов по электронной почте и в комментариях к публикациям. Мы боялись, что нам пришлют тысячи неизвестных фамилий. Но жители поступили по-граждански осознанно. Было предложено всего 25 реальных кандидатур, 13 из них отказались от участия, остальных же внесли в открытое голосование — задали людям вопрос: В«Кого из этих людей вы хотели бы видеть на посту губернатора?В» По итогам была сформирована тройка, в которую вошел я.

— По результатам интернет-голосования вы стали первым кандидатом в В«народные губернаторыВ». Почему жители области так вас поддерживают?

— Мне очень сложно оценивать, почему. Я думаю, тут много факторов сыграло. Один из них — то, что я всегда предлагаю конструктивную повестку. Например, не просто говорю, что где-то что-то плохо, а предлагаю: В«Давайте сделаем вот так в этом вопросеВ». Всегда предлагаю какое-то решение. Не боюсь его озвучивать и дома, и на федеральном уровне. Задача любого политика — предложить альтернативный путь развития.

— Как вы оцениваете общую работу бывшего губернатора Архангельской области Игоря Орлова до строительства экотехнопарка?

— Вообще никак.

Раньше я был абсолютно В«прогосударственнымВ» человеком, который ратовал за строительство сильного государства и, честно скажу, долгое время голосовал за Путина. Всегда ходил на выборы, из партий голосовал за В«ЯблокоВ». Находился как в мороке. Потом в какой-то момент произошло осознание того, что происходит, глаза открылись.

Государственная машина оторвалась от людей и стала открыто обслуживать элиты. Я не строю из себя революционера в третьем поколении, нет, у меня произошла трансформация сознания. Я всегда считал, что человек может иметь свою точку зрения, что имеет право заблуждаться, и, самое главное, человек имеет право изменить свое мнение под влиянием вновь открывшихся обстоятельств. Это базовый принцип при демократических изменениях власти: В«Вы перестали реагировать на мои призывы (коих были тысячи), вы стали продавливать интересы других классов — я не буду за вас голосоватьВ».

— Что, по-вашему, стало причиной отставки Игоря Орлова?

— Сформированное общественное мнение. Он об этом и сам сказал на брифинге. Полтора года работы активистов привели к тому, что этот человек не имел никаких шансов повторно пройти через выборы.

В«ШелупоньВ», дефицит и низкие рейтинги. Чем запомнился Игорь Орлов на посту губернатора Архангельской области

— Вы постоянный участник акций протеста в регионе. Эффективны ли митинги как способ решения важных общественных вопросов?

— Это один из немногих, а может быть, в наших условиях единственный механизм воздействия на принятие решений. Если бы не было акций протеста, митингов, одиночных пикетов, постов в социальных сетях, то не сформировалось бы общественное мнение. Карл Маркс писал, что у правящих элит (капиталистов) есть все — оружие, власть, СМИ, полиция, тюрьмы, законы, и чтобы их победить, нужна другая материальная сила. У людей этой силы, как правило, нет. У нас нет ни столько денег, ни армии, ни оружия, и закон не на нашей стороне. Но если идея, которая отвечает коренным интересам населения, овладевает массами, то она становится материальной силой. И тогда она способна победить любую другую материальную силу.

Почему ушел Орлов? Потому что идея смены власти овладела массами. И один из важнейших аспектов — это митинги, на которые тысячи жителей области выходили и говорили: В«Орлова — в отставкуВ». Поэтому митинги — это абсолютно эффективный механизм.

Я хочу сказать спасибо жителям Архангельской области. Не будь поддержки людей, ничего бы не было. Я восхищен людьми, которых власти считали темными, забитыми, алкоголиками, тихонями, замороженными. Если мы будем продолжать в том же духе, мы точно сможем благоустроить свой край. Если мы хотим изменить свой регион, свою страну, да и свою собственную жизнь к лучшему, нам придется очень много работать. Если мы будем вместе двигаться к этой цели, то у нас точно все получится!

Про мусор

— Одним из главных пунктов противоречия между бывшим губернатором и населением стала реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами. Что с ней не так?

— Когда я узнал о В«мусорной реформеВ», прочитал этот закон, подумал: все правильно. Есть две стратегические задачи — увеличить количество вторичных ресурсов, возвращаемых в экономику, и уменьшить негативное влияние на окружающую среду и человека, но за это придется заплатить каждому гражданину. Думал, что мы возьмем готовый скандинавский опыт по обращению с отходами, посмотрим, как у них все это реализуется, и перенесем на наши условия. Каково же было мое разочарование, когда, вникая и разбираясь в той территориальной схеме, которая была предложена нашим правительством, я вдруг понял, что вся цель этой территориальной схемы сводится не к сохранению природы, а к заработку денег для приближенных компаний и людей.

Это, конечно, меня возмутило, у меня произошел В«разрыв шаблонаВ». При наличии конкретных целей, известных и апробированных технологий и собранных с людей денег не происходит никаких позитивных изменений. Люди и так живут небогато, проблем много.

Сейчас платеж за вывоз мусора вырос: раньше платили 50-100 рублей с квартиры, а теперь 120 с человека, плюс дотации из областного бюджета, считай, тоже из нашего кармана. С квартиры, где живут, допустим, три человека — уже 360 рублей. А что поменялось? Мусор так же везут на те же свалки.

Ставят инсинераторы для сжигания несортированного мусора — это же Средневековье. И где сокращение негативного влияния на окружающую среду? Придумали еще один В«сравнительно честныйВ» способ отъема денег у населения.

Кроме того, Рикасиха, где планировалось сделать свалку прямо рядом с тысячами дач, чудовищный проект В«ШиесВ» — это экологическая и финансовая катастрофа, унижающая человеческое достоинство людей, проживающих в Архангельской области.

— Что бы вы предложили для решения мусорной проблемы?

— Однозначно, если мы хотим решить две задачи, указанные в законе (увеличить количество вторичных ресурсов, возвращаемых в экономику, и уменьшить негативное влияние на окружающую среду), начинать нужно с раздельного сбора мусора. У нас есть прекрасные стартовые условия для реформы: у нас есть АМПК [архангельский мусороперерабатывающий комбинат]. Да, он неидеален: не может работать с органикой, пищевыми отходами и со смешанным мусором, например. Но его мощности — 110 тысяч тонн в год. Это примерно половина всего мусора в Архангельске.

Если бы мы отсортировали половину мусора на уровне домохозяйств и отправили бы его на АМПК, мы бы сразу же получили эффект! Меньше мусора везли бы на полигон, а часть фракций, пропустив через сортировочную линию АМПК, например, пластик, картон, железо, стекло, мы бы сразу вернули в товарный оборот.

Второй момент — нужно строить закрытую систему раздельного сбора отходов. Это когда в каждом дворе или доме есть закрытое помещение, куда попадают только жители этого дома или двора. И чем лучше они сортируют мусор, тем меньше они платят. Когда социум маленький, очень легко вычислить того, кто не сортирует мусор. Плюс ко всему, в закрытом помещении не будет бомжей, птиц, животных, мусор не будет разлетаться по району, мокнуть и смерзаться зимой.

Олег Мандрыкин на одном из митингов.Фото Александра Бобылёва

Необходимо сокращение В«плечаВ» доставки. Чудовищность нашей территориальной схемы в том, что запроектировано всего три сортировочные линии — это ничтожно мало. У нас на три города (Архангельск, Северодвинск, Новодвинск) и три прилегающих района (Холмогорский, Приморский, Онежский) всего одна межмуниципальная станция — место, куда люди могли бы привезти редко встречающиеся отходы (старую бытовую технику, мебель, резину, строительный мусор, горюче-смазочные материалы, ветки, скошенную траву и т.В п.). Но запроектирована она в Катунино, так что реально туда никто ничего отдельно не повезет никогда. Кто-то повезет туда свой старый холодильник или строительный мусор за десятки километров?

Мы будем вынуждены сваливать все в одну кучу, а нам же будут выставлять счет за В«длиннуюВ» перевозку смешанного мусора и за сортировку больших объемов. Во Франции, например, сортировочная станция приходится примерно в среднем на 15 тысяч жителей. Это позволяет людям кроме сортировки часто встречающегося мусора у дома иметь поблизости место, куда они могут отвезти иногда возникающие фракции. Система прежде всего должна быть удобной для людей. При этом очень важно сокращать производство мусора — отказываться от материалов, которые не перерабатываются. Об этом ни на региональном, ни на федеральном уровне никто даже не заикается.

О Шиесе. Карантинное. Журналист В«7х7В» Карина Заболотная — о том, как власти скрывают информацию о стройке мусорного полигона

Про власть и пример для подражания

— Какие проблемы, помимо экологической, есть в регионе?

— Архангельская область — абсолютная калька России. На мой взгляд, самая большая проблема — то, из-за чего мы несем колоссальные потери во всех сферах жизни, — невозможность людей участвовать в демократических выборах и влиять на принятие решений. Это краеугольный камень, который не позволяет двигаться. Несменяемость власти — это основное условие возникновения коррупции, злоупотребления полномочиями.

Если не будет сменяемой власти, мы никогда не увидим процветающую экономику и обеспеченное общество.

Люди, приходящие к управлению, распределяют общественные ресурсы, должны быть полностью подконтрольны населению. Кроме того, у нас абсолютно нет доступа к средствам массовой информации. Наше общественное движение, например, полностью лишено телевидения, за исключением В«СТВВ», радио, периодических изданий. У людей, чьи взгляды на развитие региона отличаются от точки зрения власти, нет никаких механизмов взаимодействия с обществом, кроме социальных сетей и агитации В«от человека к человекуВ». Это все лишает и Архангельскую область, и Россию возможности в принципе развиваться.

— Назовите успешное и развитое государство или субъекта России, с которого можно было бы области брать пример.

— Я очень много путешествую по миру. Считаю, что Архангельской области стоит брать пример с Финляндии. Раньше она входила в состав Российской империи и при том не была передовой и самой богатой провинцией, во многом сильно проигрывала Петербургу, Москве, Нижнему Новгороду. Она всегда зависела от кого-то — от Швеции, от России. И в 1918 году получила полную независимость. В прошлом веке Финляндия трижды проигрывала России в войне, заплатила контрибуцию, потеряла территорию и людей, там нет нефти, газа и каких-либо выдающихся природных ресурсов, территория страны большая, проживают там всего 5,5 миллионов человек. Сравните, чего при одинаковых климатических условиях с Архангельской областью за сто лет добились мы и они. Мы и технически, и культурологически значительно отстаем. Нужно ехать и учиться у них.

В Финляндии, во-первых, лучше развиты демократические институты, что очень важно. Во-вторых, несмотря на тяжелые климатические условия, Финляндия уже на протяжении десятилетий занимает в Европе первые места по качеству жизни человека — по комфортности проживания, образованию, здравоохранению, безопасности, дорожным сетям, покрытию интернетом, промышленности, лесопереработке. Эти показатели являются для меня ориентиром.

Трудности переезда. Проект В«7х7В» о том, как живут в Финляндии иммигранты из Карелии

В«Я не представляла, что мне с дочкой придется говорить не на родном языкеВ»

Кого в губернаторы

— Вы будете баллотироваться в губернаторы?

— Для меня было открытием, что довольно большое количество людей воспринимает меня как человека, способного двигать область вперед, а это, на мой взгляд, главная задача губернатора. Сейчас задача достаточно простая и прагматичная — пройти восьмипроцентный порог. И сейчас штаб разрабатывает программу, благодаря которой мы смогли бы найти достаточное количество поддерживающих нас депутатов в трех четвертях районов области, чтобы зарегистрироваться. При этом мы понимаем, что власть сделает все возможное, чтобы помешать нам это сделать. Если мы сможем преодолеть восьмипроцентный барьер — замечательно, мы будем участвовать.

Я убежден, что по крайней мере базовые демократические принципы мы точно сможем реализовать, это позволит развернуть весь вектор развития области. Будет очень здорово, если люди нас поддержат. Знаете, у меня есть такой принцип: В«Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалетьВ». Рано или поздно мы все становимся перед чертой. И вот тебя спросят: В«У тебя была возможность побороться за свою малую Родину, почему ты струсил и сбежал? У тебя бы получилось. Люди в тебя верилиВ». Для меня это очень важный фактор. Если я могу что-то сделать, даже сильно рискуя, то делаю.

— Если не вы, то кого бы вы хотели видеть на посту губернатора Архангельской области?

— У нас есть еще два прекрасных кандидата, которые выдвинуты народом и очень популярны — Светлана Бабенко [жительница поселка Урдома, расположенного в 35 км от стройки на Шиесе, председатель инициативной группы В«Чистая УрдомаВ»] и Сергей Илюхин [северодвинец, активист экологического движения В«Чистый Север 29В», участник протестных митингов в Архангельске и Северодвинске]. Мы объединены общей целью и договорились все вместе поддержать одного, который в итоге будет выдвинут вперед.

Но я бы назвал еще одного человека, который не прошел по рейтинговому голосованию в тройку, но который абсолютно точно достоин этого. Это Александр Козенков [представитель в судах инициативной группы по референдуму о запрете ввоза в Архангельскую область отходов из других регионов и муниципального образования В«УрдомскоеВ» по делу о признании незаконными сооружений на станции Шиес]. Он юрист, у него огромный управленческий опыт, один из достойнейших и профессионально подготовленных людей. Я считаю, что он мог бы быть прекрасным губернатором. Я говорю это к тому, что в области и в стране очень много порядочных и профессиональных людей, готовых честно трудиться на благо страны. Но система отбора выстроена так, что во власть могут попасть только люди, лояльные правящим элитам.

Подробнее читайте на ...

области власти мусора архангельской человека мусор губернатора голосование

Без масок и «Крымской весны». Как власти российских регионов борются с распространением коронавируса

Где в России обнаружили коронавирус

Число заболевших коронавирусом в России, по официальным данным, 16 марта 7x7-journal.ru »

2020-03-16 13:51

«Безответственная власть никогда не приводила ни к чему хорошему». Важнейшие события в Кировской области за 2019 год — экспертный опрос «7x7»

Протесты против мусорной реформы

С 1 января 2019 года в Кировской области (и во многих других субъектах России) 7x7-journal.ru »

2020-01-03 14:12

«Началась ШИЕСизация общества». Почему экологические протесты стали трендом 2019 года и к каким последствиям они приведут

Первые итоги Шиеса

Главной экологической горячей точкой в 2019 году стала станция Шиес в Архангельской области, где местные жители больше года 7x7-journal.ru »

2020-01-01 13:54

Оштрафованного за неуважение к власти жителя Вологодской области вызвали в полицию объяснять свои посты в соцсетях из-за жалобы другого блогера

Фермер Юрий Шадрин, которого уже штрафовали за пост о «сказочном Путине», 27 декабря узнал имя того, кто писал жалобы на его посты в соцсети «ВКонтакте&… 7x7-journal.ru »

2019-12-29 15:31