«Когда в государстве есть разные сорта граждан — это всегда приводит к печальным последствиям». Что пишут в соцсетях о новом законе об иноагентах

2019-12-3 17:14

Обзор "7х7"

Поправки в законы В«О СМИВ» и В«Об информации, информационных технологиях и защите информацииВ», подготовленные сенатором Андреем Климовым и депутатом Госдумы Василием Пискаревым, позволят присваивать статус В«иностранных агентовВ» российским гражданам, которые участвуют в создании В«СМИ-иноагентовВ» или распространяют их сообщения и при этом получают деньги из-за рубежа. В 

Решение о признании физлица иноагентом будут принимать Министерство иностранных дел и Министерство юстицииВ РФ. Более 60 правозащитников и деятелей культуры (среди которых – Людмила Улицкая, Дмитрий Быков, Андрей Макаревич, Лев Прыгунов, Леонид Никитинский) обращались к президенту с открытым письмом и просили не принимать этот закон. По их мнению, новый законопроект будет В«клеймитьВ» людей и нарушать Конституцию РФ. Как отреагировали в соцсетях на новый закон  — в обзоре В«7х7В».

В 

В«Госдума „выстрелила себе в ногу“»

Блогер из Москвы Кирилл Шулика размышляет, что название закона не совпадает с его сутью:

— Ну что подумал бы нормальный человек про закон об инагентах-физлицах? Наверное, что он касается Шлегеля, Соловьева, Брилева и прочих людей, на которых у других государств есть возможности формального и неформального воздействия. Но нет, он касается тех, кому тетка из Казахстана на день рождения прислала пять тысяч рублей, а он потом репостнул статью о Казахстане какого-нибудь радио В«СвободаВ».

Журналист В«Эха МосквыВ» Яков Широков сомневается, что по новому закону иностранными агентами признают «„слугВ народа“, у которых родственники — гении предпринимательства за границейВ и которые инстаграмят селфиВ из зарубежных апартаментовВ».

Заместитель гендиректора Transparency International — R Илья Шуманов пояснил, что закон написан так, что В«под него попадает любой гражданин РФ, активно пользующийся социальными сетями и путешествующий за пределами РоссииВ».

По мнению журналиста Russia Today Екатерины Винокуровой, в данном случае Госдума, проголосовавшая за этот закон, В«выстрелила себе в ногуВ»:

— Российские журналисты больше не смогут писать для иностранных изданий. Все время говорю: ну своей головы нет, так послушайте профессионалов. Но нет.

Ее коллега, главный редакторВ Russia Today Маргарита Симоньян, предложила журналистам, работающим на СМИ-иноагенты, В«перейти на сторону добраВ»:

— Дорогие В«физлица, сотрудничающие со СМИ-иноагентом и получающие финансирование из-за рубежаВ»! Бросайте это темное и неблагодарное дело. Дальше будет только хуже.

В 

В«Власти твоей родиныВ принимают целый закон против тебяВ»

По мнению заместителя редактора онлайн-издания Znak.com журналиста Дмитрия Колезева, в первую очередь в зоне риска из-за нового закона оказываются журналисты:

— Понятно, что есть люди куда более заметные, которых наверняка признают иноагентами первым делом.

Но потом действие закона почти обязательно начнет расширяться, и риски получить такой статус в последующем — неиллюзорные.

Конечно, можно было бы пытаться всеми силами избегать риска получения такого статуса. Например, минимизировать контакты с иностранцами, отказываться от получения иностранных гонораров, если вдруг попросят что-то написать, не ездить ни в какие пресс-туры и так далее. Ну и,В вообще, вести себя поспокойнее, поменьше писать критичного, чтобы не дай бог кого-нибудь не разозлить… Но я, конечно, ничего такого делать не собираюсь. Захотят признать иноагентом — найдут основания в любом случае. Пытаться как-то приспособиться к этому глупому закону — унизительное и бессмысленное занятие. Да, собственно, за этим он и принимался: запугать тех, кто пишет и говорит, заставить их опасаться собственных мыслей и слов, шарахаться от иностранцев. В эти игры играть совершенно не хочется. Это у них там в Кремле и Госдуме В«осажденная крепостьВ» и В«кругом врагиВ», а обычным людям жить в такой парадигме незачем. Так что не собираюсь менять своего поведения и другим не рекомендую.

Журналист В«ЭхаВ МосквыВ» Александр Плющев почувствовал, что этот закон приняли конкретно против него:

— Очень необычное чувство, что власти твоей родины разрабатывают и принимают целый закон против конкретного тебя. Ну, не только именно тебя, но ты в той самой, очень небольшой группе людей. Все мы попадаем под разные законы, но вот чтобы войти в специальный список своим именем и фамилией - это совсем другое. Вряд ли те, кто попал под персональные санкции, скажемВ в связи с Magnitsky act или из-за Донбасса, чувствуют в точности то же самое, все-таки там против тебя действует чужая страна, а тут — своя собственная.

Политик Дмитрий Гудков размышляет, что в реальности закон сначала приведет к новой волне блокировок СМИ и В«сужению зоны для работы журналистов в РоссииВ», а затем и к появлению людей-изгоев в стране:

—  Перестать быть таким человеком будет невозможно, как невозможно для НКО перестать быть иноагентом: механизм выхода из В«иноагентовВ» отсутствует как класс. Этих людей-изгоев власть будет выбирать произвольно, потому что придумать (подделать) лайк ничего не стоит, а для нужного человека он всегда найдется.В Этих изгоев будут разорять, вынуждая либо эмигрировать, либо идти по миру и рано или поздно садиться в тюрьму из-за огромных штрафов. Это НКО можно закрыть и открыть заново, а жизнь — нельзя. Во времена Второй мировой король Дании первым нашил себе на одежду желтую звезду, защищая своих подданных от фашистов и тем самым объявляя: я тоже еврей. Если мы все не станем датскими королями, то вскоре многие из нас станут иноагентами.В  Освенцим — это близко и недавно.

В 

В«Борьба против собственных гражданВ»

Профессор Высшей школы экономики Евгений Коган смоделировал сделал вывод, что количество В«иноагентовВ» будет расти в геометрической прогрессии:

— Думаю, происходящее — крайне негативная новая страница нашей истории. Впрочем, меня сейчас волнует иной аспект. Очевидно, что отказываться от YouTube и прочих мелочей никто не собирается. По сути своей, через полгода-год под действие этого закона вполне может попасть эдак миллионов пятьВ наших сограждан.

Предприниматель из Калиниграда Константин Клепиков объяснил, почему считает новый законопроект плохим:

— Оставим в сторону политику и вот эту всю вялую бурду, которую гонят по разным общественным каналам.

Плохой он потому, что создает опасный прецедент граждан разного сорта. Когда в государстве есть разные сорта граждан — это всегда приводит к печальным последствиям. История тому безжалостный свидетель.

ЖурналистВ В«Эхо МосквыВ» Майкл Наки видит в происходящем государственный тренд на уничтожение собственной страны:

— Но, в целом, это все какой-то кошмар и борьба против собственных граждан. Мы бы могли поверить, что это все ради безопасности и закон не будет применяться против всех подряд. Но мы уже видели, как включают НКО в списки иноагентов, поэтому прекрасно понимаем, как это будет работать. Вообще, недавно усилившееся увлечение власти бить по собственным гражданам/некоммерческим организациям/компаниям (привет, Яндекс) — напоминает какое-то осознанное и целенаправленное уничтожение собственного государства.

В«Все уже привыкли работать в условиях непредсказуемого государства с дубинкойВ». Что пишут в соцсетях о новых законах Госдумы об оскорблении государства и фейковых новостях

В 

Подробнее читайте на ...

закон против иностранных которых граждан закона иноагентом москвыв