Экспозиция как провокация. История одной выставки о советской эпохе, которую создают жители закрытого города в Пензенской области

2020-6-24 17:05

Заречный

В 12 километрах от Пензы есть небольшой, на 65 тысяч жителей, закрытый город. В свое время сюда прие…

Заречный

В 12 километрах от Пензы есть небольшой, на 65 тысяч жителей, закрытый город. В свое время сюда приехали люди со всех уголков России, чтобы своими руками В«ковать атомный щит страныВ». До сих пор здесь работает градообразующее предприятие В«СтартВ», где производятся высокоточные приборы и оборудование для атомных электростанций.

Въезд и выезд отсюда — только по пропускам. Режимность Заречного определила уникальность местного сообщества: люди годами сосуществовали вместе на ограниченной территории, у них всегда было четкое представление о своем предназначении — работа на благо родины. Здесь, в особой атмосфере закрытости и появилась выставка о советском прошлом. Эта выставка народная во всех отношениях — ее формируют сами жители города и она бесплатная.

Прихожая

Второй этаж муниципального музейно-выставочного центра Заречного, бывшей городской бани. Стилизованная советская прихожая: на вешалках — цветастые платья, драповое пальто, тут же рядом галоши. Дальше — путешествие по советским десятилетиям: нужно пройти по коридору-периметру, каждый раз заворачивая за угол на 90 градусов. Один отрезок пути — одно десятилетие, его символы и предметы быта, которые у новых поколений часто вызывают удивление и непонимание.

В 

Часть стендов выставки рассказывает о поколении первостроителей Заречного, которые в 1960-е приехали строить город с одним чемоданом. Многие экспонаты уже тогда стали символами закрытого города: пропуск, потерять который для местных жителей было страшней, чем паспорт; дверной глазок, в который можно долго смотреть, но так ничего и не увидеть; советский бокал с отколотым краем, но с дорогим сердцу изображением Кремля.

Под телефонным аппаратом — пропуск в город

Другая часть стендов — о Заречном 1970-х: местные жители называли его В«советским раемВ», В«городом привилегированного снабженияВ» и В«городом, где все друг другу были терапевтамиВ». Люди были рады жить сообща на одной территории.В Виктор Кладов рассказывает:

— Заречный был как будто маленьким Парижем. Улыбающиеся и красиво одетые люди шли на проходную завода как будто по подиуму, а не на работу. Концентрированный социализм в отдельно взятом городе. Это был город социальных благ и достатка.

Третья часть стендов — про эпоху конца 1980-х. В это время в Заречном все еще были хорошие зарплаты, но их, как и во всей стране, стало некуда тратить. Произошло самое страшное, что могло произойти для зареченцев: они постепенно стали утрачивать веру в коммунизм.

У большей части экспонатов народной выставки нет подписей — они безымянные. По замыслу организаторов, это провоцирует посетителей на воспоминания, этикетки же сбивают с толку.

В конце маршрута — вход комнату. Ее стены выкрашены в белый цвет, стол и стулья здесь тоже белого цвета. Это комната для воспоминаний о советском прошлом — каждый, кто сюда пришел, заполняет специальную анкету. Экскурсовод может дать вам какой-либо предмет из советских реалий для размышлений.

В 

В 

В 

Комната воспоминаний

Папки с воспоминаниями жителей

Бланки воспоминаний для двух поколений зареченцев

Зареченцы вспоминают, как непросто было достать для ремонта обои, как варили клейстер, как дружно оклеивали квартиры. Для фильмоскопа (прототип домашнего кинотеатра) главным было выбрать хорошую простынь. Про банку растворимого кофе в конце 1980-х в Заречном ходила частушка: В«Растворимый кофе привезли на базу. Привезли на базу — растворился сразуВ». А потенциал куска картона, уверяют организаторы, вообще безграничен. Зимой на нем катались с горок, и люди вспоминают, где его брали, где можно было покататься — так раскручивается история.

В финальной части экспозиции — карта воспоминаний Заречного. На ней посетителей просят отметить место, с которым связано самое счастливое воспоминание — поставить на карте города фишку определенного цвета. Для каждого десятилетия свой цвет. Так организаторы хотят определить, где же было самое счастливое время для зареченцев и когда.

В 

В 

В 

Карта счастливых воспоминаний

Аудитория выставки разная. Кто что-то знает об ушедшей эпохе, делится своими воспоминаниями, кто не знает — домысливает. Воспоминания и догадки складываются в отдельную папку. В«ДелоВ» заведено на каждый предмет.

Во время Ночи музеев 17 мая организаторы провели видеоэкскурсию по выставке — впервые ее смогли увидеть не только жители закрытого города.

Как появилась идея выставки

Автор идеи народной выставки — местный историк, замдиректора по научной работе музейно-выставочного центра Заречного Виктор Кладов. Он выиграл на нее грант по программе Российского фонда культуры В«Гений места. Новое краеведениеВ». Это второй крупный интерактивный выставочный проект Кладова. Первый — В«Возвращение в СеликсуВ» — рассказывает о тыловых лагерях на месте современного Заречного, которые в 1941–1945 годы готовили новобранцев для фронта.

— Вопросы, которые волнуют не только зареченцев, но и всех россиян: как мы стали такими, какие мы есть сегодня? Ключ к пониманию этого вопроса кроется в советской повседневности, — говорит Виктор Кладов. — У нас в регионе не было экспозиции о повседневной жизни 1950-80-х годов. Как будто это время еще не проявлено, не отрефлексировано, не осмыслено.

Наша экспозиция — В«выставка-проявительВ»: она помогает посетителю увидеть его место в истории с помощью его же воспоминаний. Подобно тому, как в советское время в ванной проявляли негативы фотоснимков. Это коллективная история, она всегда лучше той, которую рассказали бы мы, музейщики.

Организовать народную экспозицию зареченцам помог музейный сценограф из Петербурга Никита Сазонов.

— У нас очень азартная выставка, мы вытаскиваем из людей воспоминания. Если вытащили, значит, победили, — рассказывает он. — Я несколько лет веду проект Дом китобоя [музей повседневности Калининграда 1960-1980х годов] — это тоже воспоминание о советском времени. И я заметил такую тенденцию: любовь к В«отеческим гробамВ» у нас сейчас принимает очень странные формы. Мы пытаемся попасть в другое время, обложившись разными предметами, но не получается. Потому что ценность предмета в свое время ушла, а какой-то технологической особенностью он не обладал. Сейчас почти в каждом российском городе открываются музеи советского быта в формате склада предметов и игрушек времен СССР. Они будто говорят посетителям: В«Давайте вернемся в советское время и посмотрим, как здорово мы жили!В», а по факту получается, что жили-то не очень здорово.

Никита Сазонов

Никита Сазонов объясняет это на примере советской рифленой доски для стирки. Молодой человек приходит в музей и видит непонятный и неудобный для себя девайс. Для него он выглядит странным. Пожилой приходит и говорит: В«Это же интересная штука — мы на ней стирали белье!В», хотя сам понимает, как на ней было неудобно стирать. Такая двойная мораль, по мнению Сазонова, на выставках крайне опасна, особенно для молодого поколения: чтобы вернуться в то время, молодым приходится убедить себя, что В«мучаться и страдатьВ» — как с этой доской — это хорошо.

Реалити-шоу для школьников

За несколько месяцев до режима самоизоляции выставку посетили около двух сотен человек.

Учитель истории Заречного Ольга Львова привела на выставку своих одиннадцатиклассников:

— Когда они смотрели на фотографии и вещи, которые для них являются глубокой стариной, у них загорались глаза. Они задавали вопросы, им было интересно, как работает патефон, почему радио такое большое и как оно вообще устроено. Им было интересно, как жили их родители и бабушки с дедушками. И главное — что эту жизнь можно ощутить и в какой-то мере примерить к себе через воспоминания очевидцев эпохи. Для моего поколения эта выставка — ностальгия по временам юности и молодости.

В 

Педагоги считают выставку хорошим подспорьем в освоении школьной программы эпохи 80-х годов.

— В школах сейчас этот период изучают только в 9 и 11 классах, с переходом на линейную систему обучения будут изучать только в 10 классе, а это довольно сложный период истории. У нынешних школьников вообще мало серьезных знаний про 1980-е годы, — говорит учитель истории школы № 221 Заречного Илья Мурылев. — В некоторых советских музеях сейчас тоже нет никакой логики: просто собрано все, что было у организаторов. Но тут не пыльная полка и не гараж. Каждая вещь наполнена человеческой жизнью, и, как ружье в театре: раз висит, то в определенный момент В«выстреливаетВ». Особенно запомнилась входная зона: там стоит обувь, висит советское пальто на вешалках и разная одежда. Как будто заходишь к кому-то домой, а не в заброшенный гараж.

Историк из Заречного и заведующий одной из московских библиотек Евгений Шелковой узнал в экспонатах много предметов из своего детства. У его бабушки в магазине был большой советский кассовый аппарат — почти такой же, как на экспозиции. Дома, как и у многих зареченцев в то время, у них висели настенные часы с кукушкой и гирями — тоже символ эпохи. Он считает, что выставка В«Конец прекрасной эпохиВ» — своего рода реалити-шоу из прошлого:

— К счастью, это не очередной патриотический музей комсомольско-пионерской славы, где все упирается в лозунги. Это про патриотизм места — про то, как жили люди, когда заканчивались торжественные мероприятия и начинались серые будни. Еще больший смысл выставки я вижу в том, что ей удалось показать слом эпохи. Здесь видно настоящую пропасть между идеей идеального закрытого города и реальной жизнью людей, которая в итоге разошлась с замыслом государства.

Подробнее читайте на ...

время заречного выставки воспоминаний города выставка город зареченцев