Дать «Крышу над головой». Как волонтеры открыли пункт ночлега для бездомных в Кирове

2020-3-19 09:51

Разные пути

Просторная комната, похожая на комнату в общежитии: 12 кроватей, обогреватель, телевизор и две ико…

Разные пути

Просторная комната, похожая на комнату в общежитии: 12 кроватей, обогреватель, телевизор и две иконы под потолком. Никакого неприятного запаха. Пятеро бездомных жмутся по углам или к обогревателю, но не от холода (в палатке тепло даже без верхней одежды) — закрываются от посторонних, просят не фотографировать. Почти все они одеты аккуратно и по погоде, только выглядят на 10–15 лет старше своего возраста.

Римма

Римма — единственная женщина в палатке. Ей за 50, на ее лице без глубоких морщин нет покраснений, походка у нее твердая. В юности женщина хотела стать фармацевтом, но медучилище не закончила, уехала в Ставрополье в надежде там устроить свою жизнь. После переезда сменила множество работ. Была и на кирпичном заводе, и в бродячем цирке, и техслужащей в школе. Вернулась в Киров, но оказалось, что ей негде жить: трое ее братьев погибли, а жена одного из них, как говорит Римма, оставила ее без наследства. Паспорт остался у кого-то из работодателей. Сколько живет на улице, Римма не помнит.

Станислав

Станислава сюда направили из Вересников — там есть государственный центр помощи бездомным: деревянное здание и 50 коек для тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию, но бывает, что на всех желающих их не хватает. А В«желающиеВ» бывают разные: иногда сами бездомные не спешат туда заселяться из-за того, что там запрещено выпивать.В Станислав рассказал, что не поделил жилье с братом. Два раза ездил на заработки в Сыктывкар, но после инсульта работать больше не может. Где документы — не знает, пробовал восстановить, но дело затянулось.

Александр — из соседней Республики Коми. Несколько лет назад жил в муниципальной квартире, пережил три инфаркта, не успел продлить группу инвалидности, лишился пособия и задолжал за коммунальные услуги более 700 тысяч рублей. Его выселили. С тех пор он на улице. Хотя паспорт, в отличие от многих бездомных, Александр не терял, с семьей сохранилась связь — три дочери живут в Коми, иногда зовут домой:

— Но по телефону-то можно всеВ что угодноВ сказать. Я так-то непьющий, а как выпью, меня сразу просят на выход. Но я ведь имею право сто грамм выпить? Я же не ругаюсь, не буяню. Они сами еще больше меня пьют.

Два последние года Александр ютился в брошенных домах, а недавно к нему на улице подошла девушка, рассказала, где можно переночевать, и дала денег на проезд. Так он оказался у волонтеров в пункте для ночлега.

В 

В 

В 

Небольшой участок, на котором стоят палатка и модуль для бездомных, находится в историческом центре Кирова, но в стороне от достопримечательностей. Он соседствует с Ежовским прудом и несколькими частными домами под Трифоновым монастырем, где редко встретишь прохожего. Здесь же — транспортная развязка, ведущая в Вересники — жилой микрорайон с большим количеством ветхих и аварийных бараков. В таких полуразрушенных или обгоревших домах иногда селятся бездомные.

Модуль ночлежки собран из металлических профилей. Снаружи он напоминает строительный вагончик примерно пять на семь метров. Рядом с модулем — почти таких же размеров палатка, пункт охраны и биотуалет. В палатке можно остановиться на вечер. Ее используют для трапез и хранения вещей. В модуле — ночлежка, общая для мужчин и женщин.

В 

В 

В 

Как начинался проект

Открыли ночлежку волонтеры службы милосердия Вятского общества во имя Святителя и чудотворца Николая. Это некоммерческая благотворительная организация, которая помогает людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Основал ее настоятель храма. Изначально, с момента своего создания в конце XIX века, организация называлась братством и занималась борьбой с раскольничеством и сектами.

В 2019 году волонтеры братства решили начать проект: установили отапливаемую палатку на Филейке — в отдаленном от центра городском микрорайоне. Пустующий земельный участок бесплатно выделил один из местных застройщиков. По словам координатора проекта Ольги Потаповой, как только новость о проекте появилась на сайте Вятской епархии, про инициативу узнали в Москве, начали помогать незнакомые люди.

К проекту подключились около десятка различных благотворительных организаций, фондов и НКО: В«Город без наркотиковВ», В«НикаВ», фонд В«Близко к сердцуВ» и другие. Информационную поддержку проекту обеспечила кировская группа В«ВКонтактеВ» В«Одиноких.нетВ», которая раздает еду бездомным на Филейке. На частные пожертвования волонтеры купили палатку и несколько кроватей. НКО и фонды предоставили печку и оборудование для кварцевания. Волонтеры круглосуточно охраняли палатку, поддерживали чистоту, а по вечерам кормили бездомных горячим ужином — привозили готовую еду в больших термосах.

Ольга Потапова

— Сами бездомные, если у них есть еда, тоже всех угощают, — говорит Ольга Потапова. — Сейчас времена довольно сытые, среди бездомных далеко не все голодают. Они нам сами говорили: В«Не беспокойтесь, еду мы всегда найдемВ». А вот найти кров, где можно спокойно переночевать, практически нереально.

— Мы писали в группе информацию о том, как развивается проект, печатали листовки с адресом палатки и распространяли их в городе, — рассказала создательница группы Екатерина. — Ночевало, может быть, и немного человек, но было видно, что проект нужен.

Скоро стало понятно, что проект нуждается в корректировке: палатка продувается, а поскольку отапливать ее приходилось печью, нужно было много дров и тщательный контроль за безопасностью. Волонтеры столкнулись и с другой проблемой: жители домов рядом с палаткой начали писать жалобы в горадминистрацию. Соседство с бездомными их пугало, хотя на Филейке людей без определенного места жительства можно встретить часто: они ночуют в коллекторах или в подъездах без домофонов. Но среди жителей микрорайона нашлись и те, кто, наоборот, помогал с проектом.

К следующей зиме волонтеры решили подыскать новое место и видоизменить проект.

— Я в интернете наткнулась на информацию, что есть такие вагончики. В них можно разместить практически всеВ что угодно. Посмотрела и подумала: почему бы и нет? — продолжает Ольга. — Модуль переносной, это не объект недвижимости. Отапливается конвекторами, дезинфицируется. И самое главное — в нем комфортно. Есть окна, можно проветривать помещение. Под такой объект нужна только земля.

Волонтеры долго присматривались к разным участкам, но нынешнее место в микрорайоне Вересники, где находится государственный Центр помощи бездомным, подошло лучше всего. Оно вдали от жилых домов и в то же время близко к историческому центру. Согласовать место волонтерам помог один из чиновников горадминистрации.

Свой дом. Как бывшие бездомные устроились в деревне под Костромой

Фоторепортаж В«7х7В»

Еда есть, а спать негде

Похожая идея — организовать отапливаемый пункт для ночлега бездомных — была у начальника отдела по связям с общественностью кировского филиала В«Т ПлюсВ», известного в Кирове журналиста Олега Прохоренко.

— В конце 1990-х — начале 2000-х я писал о том, как живут бездомные на свалке в Костино [Костино — поселок в черте Кирова, рядом с которым находится мусорный полигон]. Тогда все было гораздо жестче. Люди жили на свалке, там же готовили еду. Никто не знал, куда обратиться. Бездомных выгоняли из больниц, — вспоминает Олег Прохоренко.

Когда он пришел работать в теплоснабжающую компанию В«Т ПлюсВ», услышал от коллег о том, как те находят бездомных в тепловых камерах — подземных сооружениях с инженерными коммуникациями для подачи отопления. Пробраться в них можно через незакрытый люк с улицы. В 2016 году в микрорайоне Кирова Радужном произошел трагический случай: мужчина и женщина, которые ночевали в тепловой камере, случайно устроили пожар и погибли.

— Если в тепловой камере из трубы польется кипяток, человек не выживет. Можете себе представить, каково спускаться в такие тепловые камеры. Там запах, мусор, крысы, — говорит Прохоренко. — Какой бы ни был человек, он — человек, и ему можно помочь. После тогоВ как братство начало заниматься проблемой, число обитаемых камер в Кирове уменьшилось. У людей появилась альтернатива. Некоторым бездомным, которые получили помощь волонтеров, удается вернуться к нормальной жизни.

В декабре 2019 года Олег Прохоренко обратился к братству с предложением помочь в проекте В«Крыша над головойВ». Филиал компании В«Т ПлюсВ» выделил деньги на покупку и охрану модуля, подключение и оплату электричества. Так появилась сегодняшняя ночлежка.

В 

Зачем помогать бездомным

Все попадают сюда разными путями. Многих бездомных привозят полицейские — подбирают на улицах или находят в подъездах, другие приходят сами по совету таких же бродяг, по подсказке прохожих или по рекомендации волонтеров движения В«Одиноких.нетВ», которая устраивает кормления на Филейке. Если в центре помощи в Вересниках бездомного не могут разместить по каким-то причинам, его тоже направляют сюда.

Пункт ночлега работает без выходных. Запускать в палатку и в модуль начинают с 7 часов вечера, а на утро, когда большая часть бездомных разбредается по своим делам, дежурный проветривает и прибирает модуль. Те, кому пойти некуда, могут остаться в палатке, но только при одном условии — если не будут пить.

Пускают в палатку и в модуль практически всех, даже нетрезвых. Главное правило — соблюдать чистоту и порядок. Охранникам предписывается человечное отношение к каждому, кто приходит ночевать. За порядок в модуле и в палатке отвечают несколько человек: дежурный смотритель, волонтер от организации В«НикаВ», которая специализируется на помощи бездомным, и администратор проекта по хозяйственной части Константин Платунов.

Вениамин

— Мне с таким контингентом работать легко, — говорит Вениамин, дежурный от В«НикиВ». — Я сам прошел через все это. Был без жилья, была алкогольная зависимость, я этого не скрываю. Раньше я был закоренелым атеистом социалистической закваски. Потом пошел в церковь, осознал, переосмыслил свою жизнь.

Обычно в модуле ночуют по 8–10 человек. Почти половина из них — постояльцы, остальные то приходят, то уходят. Но в любом случае это больше, чем в прошлом году — еще один довод в пользу выбранного места для ночлежки.

Руководитель кировского филиала АНО В«НикаВ» Алексей Исхаков утверждает, что инциденты, связанные с ночлегом бездомных, — это, скорее, исключение из правил. Опасность есть прежде всего для самих бродяг: на фоне длительного отказа от алкоголя могут случаться приступы эпилепсии, на улице это почти наверняка смерть, а здесь им сразу могут вызвать скорую.

Каждый вечер около 7 часов в палатке накрывают горячий ужин. Кормят обычно кашами или макаронами с мясом и выпечкой. Иногда бывают свежие овощи и фрукты, например, мандарины на Новый год. Всю еду готовят волонтеры службы милосердия братства на кухне у администратора проекта Константина Платунова.

Константин Платунов

Константин начал помогать бездомным около двух лет назад: сначала раздавал еду и одежду вместе с другими волонтерами, потом попытался организовать приют своими силами — приводил людей к себе домой и пытался найти им работу. Но это оказалось слишком тяжело.

— Я понимаю людей, которые предпочитают помогать бездомным через посредников. Находиться в этой среде реально тяжело. У людей есть такое мнение: зачем помогать? Он сам выбрал эту дорогу, где-то нагрешил, не исправил своих ошибок. И возразить на это нечего. Но, помогая им, мы на самом деле помогаем себе. Это их Господь дал, чтобы мы могли добрым делом исправиться. А они на себе несут все плохое, что есть в каждом из нас. И благодаря этому мы имеем возможность жить по-другому, — считает Константин. — Господь учит нас принимать людей такими, какие они есть. Возможно, кто-то из бездомныхВ действительноВ просто пользуется добротой благотворительных организаций. Тех, кто не стремится вырваться из своей среды, процентов 20. Но нельзя всех под одну гребенку. Основная масса все-таки хочет иметь хорошее жилье и быть полезной обществу.

Это болото затягивает, и, чтобы из него вырваться, нужна помощь извне. Сначала он попадает сюда, потом можно через благотворительную организацию начать восстанавливать документы. Человеку помогают, он начинает привыкать к чистоте, нормальной одежде, работать. Да, это тяжело. Но я вижу, как люди растут.

Константин начал помогать председателю братства отцу Петру и Ольге Потаповой в проекте В«Крыша над головойВ» с декабря 2019 года: готовил место для палатки, нашел В«смотрителяВ». Люди, которых мужчина изначально приютил у себя, теперь ночуют в модуле. Но Константин мечтает о полноценной богадельне, где бездомным предоставят не только ночлег и пищу, но и окажут психологическую, юридическую и социальную помощь:

— Богадельню надо делать срочно. Бездомные могут час рассказывать свою историю. Потому что у них полная душа всего накопившегося, их никто никогда не слушал, им надо освободиться от этого. Пока человек не выльет из себя эту помойку, что В«все кругом плохиеВ», что В«я попал в ситуацию не по своей винеВ», в его жизни ничего не изменится.

Пока возможностей у волонтеров немного. Например, они могут помочь бездомному связаться с семьей, или собрать деньги на поездку к родственникам, или обратиться в В«НикуВ» за помощью в восстановлении документов.

По словам Ольги Потаповой, проект В«Крыша над головойВ» рассчитан до конца апреля. Весной, когда потеплеет, бездомные снова начнут перемещаться по городу и области, жить на улице. В планах у братства — реализовать проект, подобный московскому В«Ангару спасенияВ»: там есть место для ночлега и кормления, душ и пункт фельдшерской помощи.

Подробнее читайте на ...

бездомных бездомным волонтеры проект бездомные константин палатке еду