2020-1-15 09:00 |
Шаг первый. Перестать надеяться на других
«Бездомный полк» начинался с небольшой горстки активистов, состоявшей примерно из 15 человек. Они создал…
Шаг первый. Перестать надеяться на других
В«Бездомный полкВ» начинался с небольшой горстки активистов, состоявшей примерно из 15 человек. Они создали чаты для обманутых дольщиков и начали диалог с представителями власти. Переписка с чиновниками, уверявшими, что все под контролем, длилась несколько месяцев и не привела к результатам: в сентябре 2017 года компания В«ПензастройВ» была признана банкротом по иску Инвестторгбанка, и работы на семи объектах полностью остановились.
Тогда активисты осознали свою главную ошибку — они зря надеялись на то, что правительство Пензенской области их услышит и все за них сделает. Местная власть не торопилась решать проблему обманутых дольщиков. Тогда они решили начать уличные протесты, чтобы продемонстрировать властям сотни семей с детьми, которые вынуждены жить на съемных квартирах и платить ипотеку В«за воздухВ».
Шаг второй. В«РазбудитьВ» пострадавших
По состоянию на осень 2017 года общее количество обманутых дольщиков компаний В«ПензастройВ» и В«Декор-ТрейдВ» превышало 1,8 тыс. человек, вместе с членами семей — в районе 5-6 тыс. человек. При этом дольщики, за исключением наиболее активной их части, не были друг с другом знакомы, а сотрудники строительных компаний, Госжилстройтехинспекции и правительства области отказывались предоставлять им контакты пострадавших, ссылаясь на законодательство о персональных данных. Поэтому сначала телефоны обманутых собирались по крупицам. 11 ноября 2017 года активисты провели первый митинг, на который пригласили всех, кого смогли найти. Вышло всего лишь 50 человек, но на эту акцию обратили внимание СМИ, что поспособствовало притоку новых обманутых дольщиков.
Решающую роль в мобилизации сыграла процедура банкротства В«ПензастрояВ», от которого Инвестторгбанк требовал вернуть кредит в размере 350 млн рублей. Банк в короткие сроки выбрал конкурсного управляющего и получил доступ к оставшимся активам компании. Общая сумма требований дольщиков превышала 2 млрд руб., но для того, чтобы взять ситуацию в свои руки, каждому из пострадавших необходимо было подать заявление, вступить в реестр требований кредиторов и получить право голоса в процедуре банкротства застройщика. Речь в том числе шла о голосовании за конкурсного управляющего, который бы устраивал дольщиков, а не банкиров.
В
Собрать людей помогли материалы дела о банкротстве, в которых были фамилии пострадавших. Активисты искали дольщиков через социальные сети и общих знакомых. На второй митинг В«Бездомного полкаВ», который прошел 24 декабря 2017 года, вышли уже 350 человек. В тот момент в суде решался вопрос о назначении нового конкурсного управляющего, и дольщики потребовали, чтобы их голоса услышали. В результате 24 января 2018 года конкурсный управляющий, предложенный Инвестторгбанком, отозвал свою кандидатуру. Так дольщики получили время, чтобы вступить в реестр требований кредиторов и назначить своего конкурсного управляющего.
Сергей Зиненко, активист В«Бездомного полкаВ»:
До сих пор считаю, что в нашей проблеме виноваты прежде всего контролирующие органы и правительство. Начиная с 2014 года, они были в курсе финансовых трудностей В«ПензастрояВ», потому что видели его финансовую отчетность. И они имели полномочия вмешаться, чтобы избежать такого масштабного числа пострадавших.
Однако никто ничего не сделал и не собирался делать. А пожар начали тушить, когда уже все сгорело. Зачем нам тогда прокуратура, Госжилстройтехинспекция и минстрой?
Никто из чиновников так и не понес ответственности за ущерб, нанесенный тысячам жителей Пензы: ни административной, ни уголовной. Все те же лица возглавляют все те же органы. А некоторые дольщики уже умерли, так и не получив своего жилья — вот цена халатности и попустительства.
Шаг третий. Не бояться политики
Сразу после начала уличных протестов активисты В«Бездомного полкаВ» подверглись информационным атакам со стороны провластных СМИ. Их обвиняли в работе на западные спецслужбы и в сговоре с застройщиком, который якобы выводит оставшиеся активы под шум митингов. Некоторые журналисты приценивались к стоимости шуб и автомобилей, в которых дольщики приезжали на митинги и пикеты.
Ряд интернет-изданий утверждал, что власть не обязана помогать обманутым дольщикам, поскольку это были их собственные коммерческие риски. В ответ на это дольщики напомнили о федеральном законе № 214 В«О долевом строительствеВ», гарантирующем гражданам безопасные сделки с недвижимостью и обязывающем застройщиков страховать свои риски. В частности, В«Страховая инвестиционная компанияВ», с которой сотрудничал В«ПензастройВ», разорилась еще раньше застройщика. Дольщики также напоминали, что работу застройщиков на местном уровне обязаны были контролировать Госжилстройтехинспекция, минстрой и правительство. Однако чиновники, по мнению дольщиков, этого не делали и позволяли продавать квартиры после того, как у застройщика начались серьезные финансовые трудности.
В
Оппозиционное движение В«Левый ФронтВ» и КПРФ помогали дольщикам составлять уведомления на проведение митингов, предоставляли оборудование и давали консультации по вопросам законности уличных акций. В«Единая РоссияВ» и В«Общероссийский народный фронтВ» (ОНФ) отказали дольщикам в поддержке.
Сергей Падалкин, поволжский координатор оппозиционного движения В«Левый ФронтВ»:
Движение обманутых дольщиков в Пензе прошло сложный путь от разрозненных товарищей по несчастью до сплоченного коллектива, который своими активными действиями добился достройки домов. Мы брали на себя организационные функции при проведении митингов, оказывали дольщикам информационную поддержку. Но уже спустя несколько месяцев дольщики научились все это делать и без нашей помощи.
Они смогли самоорганизоваться и проводить яркие акции протеста. На мой взгляд, в этом их большой успех. Люди, которые еще вчера и в мыслях не могли допустить, что они будут участвовать в каких-то протестных митингах, сегодня уже сами стали их организаторами. Буквально за несколько месяцев они превратились в самостоятельную политическую силу.
Шаг четвертый. Напоминать о себе
Для того, чтобы добиться нормального диалога с властью, дольщикам из Пензы пришлось провести полгода в митингах и пикетах. Их главное требование состояло в том, чтобы правительство нашло новых застройщиков для возобновления работ на всех объектах.
С ноября 2017 года по май 2018 года В«Бездомный полкВ» провел семь полноценных митингов, на которые выходили от 50 до 700 человек. Кроме того, дольщики провели больше 100 одиночных пикетов у входов в мэрию, областное правительство и минстрой. Стояли с пикетами в Москве у Госдумы, администрации президента РФ и телецентра В«ОстанкиноВ», кто-то ловил губернатора у входа в театр и на ледовую арену. 1 февраля 2018 года группа молодых мам В«Бездомного полкаВ» вышла к перинатальному центру, который открывал полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич.
В мае 2018 года, когда Россия принимала чемпионат мира по футболу, пензенские дольщики устроили собственный турнир с участием сборных от трех недостроенных жилых комплексов. 6 июля 2018 года губернатор Иван Белозерцев публично гарантировал, что строительные работы возобновятся к осени. Он сдержал свое обещание. В марте 2019 года, когда работы возобновились почти на всех объектах, председатель правительства Пензенской области Николай Симонов признался, что уличные протесты обманутых дольщиков В«помогли решить проблему быстрееВ».
Шаг пятый. Не спешить создавать ЖСК
Для того, чтобы проблемные объекты не ушли с молотка вместе с остальным имуществом обанкротившегося застройщика, законодатель предусмотрел создание жилищно-строительного кооператива (ЖСК). Создавая ЖСК, дольщики принимают дом и сами отвечают за его дальнейшую достройку, а обязательства строительной компании и власти считаются исполненными, потому что по факту граждане получают обещанные квадратные метры, пусть даже на стадии котлована.
О том, что дольщики В«ПензастрояВ» должны создать ЖСК, глава областного правительства Николай Симонов впервые заявил в декабре 2017 года. Дольщики опасались, что таким образом их обманут, чиновники же полагали, что без ЖСК недостроенные дома станут частью конкурсной массы. На собрании в феврале 2018 года участники строительства проголосовали против ЖСК. Мэрии Пензы не удалось оспорить результаты голосования в суде.
Дольщики В«ПензастрояВ» создали ЖСК только в июне 2019 года, когда по инициативе власти сменились застройщики на всех проблемных объектах, а губернатор Иван Белозерцев дал письменную гарантию. В официальном соглашении написано, что все дома будут достроены до конца 2020 года, без доплат со стороны граждан.
Николай Симонов, председатель правительства Пензенской области:
Опасения дольщиков, которые не хотели уходить в ЖСК, были нам по-человечески понятны. Однако в той ситуации другого законного механизма по достройке домов просто не было. Законодатель предоставил нам только такой вариант, и надо было грамотно им воспользоваться.
Работа с дольщиками по этому вопросу велась почти полтора года. Правительство приводило им аргументы, что другого пути нет и что необходимо создавать ЖСК. Параллельно с этим мы решали организационные моменты и готовили законодательную базу. Для Пензы, да и в целом для страны, это уникальный опыт.
Шаг шестой. Не сдаваться
За два года активности пензенских дольщиков в эксплуатацию введено только три дома из восьми — 650 квартир. Осенью 2019 года внезапно встали строительные работы на двух домах, которые достраивает ООО В«Новое решениеВ»: ЖК В«ТернопольскийВ» и ЖК В«На СтрельбищенскойВ». Работы на второй очереди ЖК В«РайкиВ» и двух очередях ЖК В«ЛукоморьеВ» идут с переменным успехом. Их достраивают компании В«ПензастройкомВ» и В«НовостройВ». Власть и застройщики называют эту остановку временной и ссылаются на смену источника финансирования. По словам Николая Симонова, теперь платить за достройку проблемных объектов будет федеральный фонд В«ДОМ.РФВ». Работы должны возобновиться после новогодних праздников. В случае, если этого не произойдет, дольщики В«Бездомного полкаВ» расскажут о своих новых шагах.
Подробнее читайте на 7x7-journal.ru ...